Спустя неделю покупательнице позвонили из магазина: «Приходите, вы недоплатили 1 миллион рублей за свою покупку»

 
31 августа 2015 в 15:44
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

Необычная ситуация разворачивается вокруг покупки в магазине Intersport в Минске. Чуть больше недели назад минчанка купила там спортивное питание на сумму чуть больше 2 млн рублей, оставила свои контакты и получила дисконтную карту. На днях ей перезвонил начальник службы охраны торгового центра и попросил вернуться в магазин — мол, женщина недоплатила 1 млн рублей из-за ошибки кассира. По словам руководства магазина, процесс оплаты товара зафиксировала видеокамера.

— Я в магазине частый покупатель, — рассказывает Есения, дочь минчанки, которую подозревает магазин. — В прошлую субботу приехала туда с мамой, решили затариться спортивным питанием. Купили на 2 млн с небольшим, нам еще сдачу дали. Потом предложили оформить дисконтную карту, мол, вы часто приходите, много покупаете, с каждого миллиона на карту будет приходить по 100 тысяч. Почему бы нет. Мама оформила карту на себя, оставила свои данные. Потом мы забрали свои покупки и ушли.

В пятницу маме на телефон звонит кто-то, представляется (не называя имени) начальником охраны ТЦ «Скала» и заявляет, что в субботу мама недоплатила миллион, нужно приехать и доплатить. Если не верит, он ей покажет запись с камеры.

Потом мы поговорили с администратором. Она сказала, что у них недостача, и так они выявили, кто недоплатил. Но я рядом стояла и видела, сколько денег мама отсчитывает. Все было оплачено по чеку, и мама знает, сколько у нее было денег и сколько потом осталось.

Мы связались с заведующей магазином Ириной. Она оказалась в курсе ситуации:

— Да, я присутствовала при разговоре начальника охраны с этой женщиной — он на самом деле звонил. Почему? Потому что у нас камера наблюдения направлена прямо на кассовую зону. Видны все расчеты, в том числе и этот случай. Женщина сначала достала деньги, потом увидела, что кассир ошибся в ее пользу, и тихо убрала «лишние» в кошелек. Кассир пересчитала пять купюр по 200 тысяч и положила в кассу как 2 млн.

Накануне мы обязали кассиров проговаривать вслух, что при покупке от 1 млн рублей мы вручаем дисконтную карту. Вероятно, девочка на кассе ошиблась и этот миллион посчитала вместо двух.

Когда мы позвонили в первый раз, покупательница вроде бы согласилась, но потом перестала поднимать трубку. Чуть позже от ее имени звонил мужчина. Сказал, что будет обращаться к юристам, и было понятно, что деньги он отдавать не намерен.

Подождем сегодня еще. Не хотим никого обвинять — все было быстро и, скорее всего, неумышленно. Но есть видео, которое является доказательством нашей правоты. Если деньги не будут возвращены, тоже начнем консультации с юристами. Честно говоря, таких ситуаций у нас прежде не случалось.

Комментарий юриста.

— Порядок приема наличных денежных средств в рознице установлен Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, — рассказал Сергей Зикрацкий. — В частности, в п. 36 установлено:
«Кассир или иной работник продавца при приеме наличных денежных средств называют покупателю сумму покупки, сумму денег, полученную от покупателя, кладут эти деньги отдельно на видное для покупателя место, выбивают кассовый чек, называют покупателю выдаваемую сумму сдачи и вручают ее вместе с кассовым чеком. После этого указанные работники продавца помещают полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования или иное место аналогичного назначения, определенное эксплуатационной документацией на кассовое оборудование.
Правильность расчета за приобретаемые товары, продукцию общественного питания покупатель проверяет на месте его проведения.
При возникновении спора об ошибке в выдаче сдачи покупатель имеет право потребовать от продавца проведения сверки показаний контрольной ленты кассового оборудования с фактической суммой наличных денежных средств в ящике для денег кассового оборудования или ином месте аналогичного назначения, определенном эксплуатационной документацией на кассовое оборудование».

Этим положением предусмотрена обязанность только покупателя проверять правильность расчетов на месте. Для кассира такой обязанности нет, но это скорее должно рассматриваться как презумпция того, что кассир согласился с правильностью расчета.

Оснований для привлечения ее к административной, тем более к уголовной ответственности, я не вижу.

Теоретически возможно предъявление иска в суд о взыскании задолженности по договору. Но в этом случае магазину придется доказывать, что она недоплатила 1 млн руб. Суд будет оценивать в этом случае все доказательства в совокупности: и записи камер видеонаблюдения, и соблюдение кассиром правил торговли, и показания самой покупательницы.