Повлияет ли обвал тенге на белорусскую экономику? Мнение экономиста

 
22 217
20 августа 2015 в 12:18
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Главная новость утра — обвал тенге в Казахстане. После перехода на плавающий курс нацвалюта резко упала на 36%. Местные СМИ сообщают, что многие обменные пункты и даже магазины в четверг не открылись. Все ждут нового курса и не понимают, как дальше работать. Между тем, Казахстан — партнер Беларуси по Таможенному союзу и ЕАЭС. Чего ждать нам от девальвации казахстанской валюты? Onliner.by задал этот вопрос старшему аналитику «Альпари» Вадиму Иосубу, к слову, уроженцу этой страны.

— Товарооборот Беларуси и Казахстана и так был не очень большой. По сравнению с остальными нашими торговыми партнерами — Россией, Украиной и Евросоюзом — эти цифры пренебрежительно малы. Более того, товарооборот между нашими странами постоянно падал, как и между всеми странами — участниками ЕАЭС.

Конечно, девальвация национальной валюты в стране-партнере ухудшает наши торговые возможности. Казахские товары для нас становятся дешевле. А наши товары на казахстанском рынке — дороже. Это приведет к ослаблению белорусских позиций на нем. И скудный поток нашего экспорта в Казахстан уменьшится. Пока это так. Какого-то влияния от падения тенге в нашей стране мы не испытаем. Это для нас будет мало заметно.

— Курс тенге в Казахстане регулировали до последнего времени. Пришлось пойти на девальвацию в феврале прошлого года. Тогда курс вырос на 20%. Не прошло и года, как снова обвал, но уже на 30%. Неужели эффект от девальвации так быстро прошел?

— При фиксированном курсе девальвация редко когда помогает — чиновники обычно ошибаются с определением ее необходимой величины. В этом заключается необходимость плавающего курса — рынок автоматически балансирует курс валюты на равновесном для экономики уровне, чего административно сделать невозможно. Перейти на плавающий курс нужно было давно. Если бы Казахстан и дальше регулировал курс, то золотовалютные запасы уменьшились бы еще больше, ухудшились бы условия внешней торговли, а это значит — рост импорта и падение экспорта. Эта мера была необходимой.