Судебные исполнители в рейде: «Однажды нам пришлось арестовывать в доход государства… кота»

 
19 августа 2015 в 10:08
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский

Нерадивые должники — это их стихия. Они могут достать человека из-под земли, выбить сотни миллионов не моргнув глазом, арестовать ваш автомобиль, холодильник и забрать даже домашних питомцев, если это потребуется. Onliner.by сходил в рейд с судебными исполнителями и посмотрел, как им удается это делать.

— В прошлый раз нас выгоняли шваброй, должник выбежал на лестничную клетку и кричал «помогите!», звал соседей, ругался. Поэтому пришлось милицию вызывать. Вот и сейчас мы решили взять с собой наряд, — говорит судебный пристав отдела принудительного исполнения Ленинского района Минска Кристина Липлянин.

Оказывается, судебные исполнители — это не бравые ребята с мышцами, а хрупкие миниатюрные барышни. В отделе принудительного исполнения Ленинского района из 20 сотрудников 19 — девушки. Но девушки, скорее всего, с железными нервами — именно такие нужны, чтобы забирать у людей имущество.

— Первое время было психологически тяжело, — говорит Кристина, когда мы идем в дом 74 на улице Прушинских. — Люди же не понимают, что не мы виноваты, а они сами. И мы всего лишь исполнители решения. Поначалу сердце сжималось, когда они плакали и умоляли, чтобы мы ничего не забирали. Но закон есть закон.

— Иногда орут, выгоняют и даже бьют, — добавляет главный специалист отдела Инна Шнитко. — Поэтому исполнители никогда не ходят по одному. Категорически запрещено. У нас же никаких средств защиты нет: ни газового баллончика, ни электрошокера. Это сейчас мы работаем с Департаментом охраны, а раньше только сами ходили. Зимой и осенью по вечерам было особенно страшно.

«Если два-три раза не открывают, то придет ЖЭС с милицией и вскроет замок»

Ирина звонит в домофон соседям. Говорит, это специальная уловка, так как должники часто не открывают дверь. Соседи открывают и пускают нас в подъезд.

— Здесь долг на 9 миллионов рублей. Опись имущества здесь уже была. У них описаны три телевизора, стиральная машина, нетбук, велосипед, морозильная камера и радиотелефон — на сумму 7,7 миллиона, — говорит Кристина.

— И вы что, сами будете это все выносить?удивляемся мы с фотографом.

— Бывало и такое, — объясняют исполнители. — Мы как-то раз тащили телевизор плазменный вдвоем по двору.

Исполнители звонят в дверь 65-й квартиры. Но никто не открывает. Слышится только негромкий шорох за дверью.

— Это судебные исполнители, выходите, — уговаривает Кристина и объясняет нам: — Здесь живут пенсионеры.

Но никто двери по-прежнему не открывает.

— Так довольно часто происходит, — объясняют приставы. — Самое сложное для нас — это попасть внутрь. Очень часто нам не открывают дверь.

— Что вы делаете в таком случае?

— Обычно приходим два-три раза, если не открывают дверь, то обращаемся обратно в суд. А уже суд дает определение, по которому милиция и сотрудники ЖЭСа взламывают дверь.

Не смогли мы выбить и деньги или арестовать имущество у брата, который задолжал сестре за квартиру 139 миллионов. В квартире 176 на проспекте Рокоссовского, 64 дверь нам тоже не открыли.

И мы оставили в двери повестку, по которой жильцы могут добровольно явиться в отдел принудительного исполнения.

— Что самое необычное приходилось конфисковывать?спрашиваем мы с фотографом, когда идем к следующему дому.

— В нашем отделе был случай, когда в счет долга изымали кота. Очень дорогой породы, — говорят приставы. — Мы в таком случае кота на хранение не оставили. Сразу же вызвали реализаторов, компанию «Белспецсбыт», которая потом и занималась продажей животного. Увы, его судьбу мы не знаем.

По следующему адресу проспекта Рокоссовского нас ожидала та же проблема — закрытые двери. Не открыли в квартире предпринимателя, задолжавшего своим партнерам больше 230 миллионов рублей. Отсутствовал дома и водитель, попавшийся за рулем пьяным. У него административный штраф в 12 миллионов. Пристав оставила повестку в двери, как и в других квартирах, куда так и не попала.

«Вы теперь хранитель арестованных вещей и несете уголовную ответственность за них»

Первый должник, к которому удалось попасть в дом, открыл дверь сам.

— Ну, разве ж я могу вам запретить, — вздохнул жилец квартиры по проспекту Рокоссовского, 110. Мужчина, оказывается, остался должен государству после поездок по платным дорогам. Пять раз он не заплатил по 1,7 миллиона рублей — 8,5 миллиона в итоге.

— Я же обещал, что в августе начну выплачивать, — хмурится мужчина.

— А вы успеете все выплатить? — спрашивает Кристина, осматривая квартиру.

— Нет, — краснеет мужчина.

— Ну вот. Поэтому мы опишем ваше имущество. Что тут у вас? — исполнители осматривают квартиру. Инна записывает в акт номера плазменного телевизора и оценивает его в миллион рублей.

— Мы не знаем, рабочий он или нет, потому что хозяин отказался нам его включить, поэтому и такая сумма, — объясняет она.

Исполнители заносят в акт стиральную машину, ионизатор воздуха, микроволновую печь и мультиварку. Не описывают спальные места, оставляют холодильник, газовую плиту и другие вещи. Все описанные вещи они оценивают в 3,82 миллиона рублей.

— Мы оцениваем имущество с точки зрения быстрой его продажи и максимального возмещения в бюджет, — говорит Инна. — Если стоимость имущества превышает сумму долга, то мы разницу возвращаем, как правило.

— Если эти вещи принадлежат не вам, покажите гарантийный талон с именем владельца, — объясняют девушки и вручают должнику копию акта. Теперь он ответственный хранитель и несет за имущество уголовную ответственность: не может его продать, подарить или вывезти. Оно под арестом. Пользоваться им можно.

— Вы можете в течение 10 дней обжаловать стоимость этого имущества, — объясняет Кристина. — Но эксперта назначат за ваш счет. И вы будете оплачивать его оценку. Если через 10 дней вы не оплатите, то я приеду забирать ваше имущество. Поэтому вы не бездействуйте, а платите.

Еще в одном доме на проспекте Рокоссовского оказалось, что должница за матерную ругань в общественном месте не живет по месту регистрации. Ее мама с ней не общается. И почти пять миллионов взыскать не получается.

«Найдите мужа! Сама с ним развестись хочу!»

В соседнем доме жена должника компании life:) и velcom слезно просила отыскать ее мужа, чтобы... развестись.

— Помогла человеку сделать регистрацию, вот уже с 2010 года не живем вместе. У меня уже другой появился, а из-за него тут все время приставы ходят, — объяснила она. С нее денег так и не смогли взыскать.

— Как быстро вы исполняете решения по долгам? спрашиваем в конце рейда мы.

— Все зависит от материального положения человека, — объясняет Кристина. — Если есть имущество, которое можно забрать, то и 500 миллионов взыскивается быстро. Но по закону срок исполнения — четыре месяца.

— А бывает, что и миллион никак не взыщешь: человек ведет аморальный образ жизни, нигде не работает, — отмечает Инна Шнитко.

— Бывают такие ситуации, когда исполнитель находится между молотом и наковальней: с одной стороны — взыскатель требует деньги, а с другой — должник не хочет отдавать, — говорят девушки.

Всего за полдня с исполнителями мы обошли 10 квартир. По словам главного специалиста Инны Шнитко, количество работы у исполнителей в последнее время прибавилось: все больше и больше людей не хотят платить по долгам.