76-летняя Ольга Семеновна собиралась купить ноутбук для учебы в Москве. Пенсионерка дистанционно учится в университете. Но когда пришла в магазин и выбрала нужный компьютер, ей сказали, что рассрочку в таком возрасте не дадут.
— Я отправилась в магазин возле дома, — рассказала Onliner.by Ольга Семеновна. — Там выбрала себе хороший ноутбук с операционной системой Ubuntu. Мне сказали, что для нее нет вирусов. И она работает без сбоев. Стоил он 4,5 миллиона. Ну, я решила брать.
В магазине было несколько банков, которые работали с рассрочкой. Но они все брали еще дополнительную сумму страховки, а вот «Банк Москва-Минск» не брал. И рассрочку давал на полгода. Я к ним сразу же и обратилась.
Девочки, которые оформляли мою заявку, как увидели возраст, так сразу начали звонить руководству. И там ответили, мол, я слишком старая, не подхожу под возрастной ценз. У них, оказывается, после 65 лет не дают кредиты в принципе.
Пенсионерка предлагала заключить договор не на полгода, а на четыре месяца. Мол, пенсия большая — 3,3 миллиона, сможет отдать быстрее.
— Их это не устроило, и мне отказали, — объяснила Ольга Семеновна. — Я решила сходить в головной офис и поговорить с их руководством. Я попала к первому заместителю управляющего банком и спросила: «Как же так, почему вы мне, пенсионеру, не даете кредит? На основании чего отказано?»
Мне сказали, что у них есть возрастной ценз, как и у многих банков, — 60—65 лет. Людям старше этого возраста кредиты не дают. Мне посоветовали накопить денег, а потом покупать ноутбук. Мол, такие правила, ничего поделать не могут.
— Мне было очень больно это слышать, — продолжает Ольга Семеновна. — Так что, в 76 лет и жить не надо, что ли? Ложись и умирай? У меня трудовой стаж уже 60 лет, я до сих пор работаю предпринимателем. Да, живу, и мне бог дает здоровье. Что я, не могу взять кредит? У меня были слезы на глазах. Шла и думала, как бы не заплакать.
Позже Ольге Семеновне позвонили из банка и предложили найти поручителя на кредит. Но она разозлилась и взяла кредит в другом банке.
— Правда, пришлось еще 500 тысяч страховки за риски заплатить. Я так поняла, за риск умереть, — говорит Ольга Семеновна. — Вот так у нас к пенсионерам относятся.
В банке «Москва-Минск» ситуацию видят несколько иначе. Они говорят, что вошли в положение пенсионерки и готовы были предоставить кредит, но с поручителем.
— В соответствии с действующим законодательством РБ и локальными нормативными правовыми актами банк должен устанавливать ряд требований, предъявляемых к порядку предоставления клиентам кредита или рассрочки, — объяснили в банке. — Как правило, данные требования практически в любом банке включают и возрастные ограничения (причем как верхнего, так и нижнего порога). У нас этот порог — 65 лет.
В данном случае оформление рассрочки, за которой обратился заявитель, не предполагало предоставления поручительства либо иного вида обеспечения. То есть выдача такого кредита, с учетом в том числе и возраста заявителя, значительно повышала для банка риски, связанные с возможным невозвратом выданного кредита.
По результатам личной встречи банк предложил заявителю альтернативный вариант оформления рассрочки на индивидуальных условиях. Заявитель в обязательном порядке должен был представить в качестве обеспечения возврата кредита поручительство одного физического лица. Данное предложение банк считал наиболее оптимальным, так как оно не возлагало на заявителя дополнительных финансовых затрат.
Однако условия кредитования другого банка, который, также страхуя свои риски, взимает плату за страхование в достаточно большом размере (более 10% от размера оформляемой рассрочки), видимо, больше устроили заявителя.
Считаем, что «Банк Москва-Минск» индивидуально и клиентоориентированно подошел к рассмотрению сложившейся ситуации. Но право выбора, как полагается, всегда остается за заявителем.