Представьте, что импорта больше нет: сколько стоит белорусская одежда, которая «выделяет из толпы»

 
13 июля 2015 в 8:00
Источник: Наталия Лапина. Фото: Влад Борисевич
Источник: Наталия Лапина. Фото: Влад Борисевич

Пока так складывается, что удовлетворить запросы среднестатистического белоруса по одежде не в состоянии никто. Отечественный легпром кичится качеством и не радует дизайном. Дорогие европейские бренды отвечают капризным вкусам, но отпугивают ценами. Недорогому импорту все туже закручивают гайки — того и гляди накроется. Последний шанс остался у единственного пока не изученного нами сегмента — у авторской моды. Что такое дизайнерская одежда по-белорусски и может ли она в суровые времена стать адекватной заменой импорту? Onliner.by забрался в логово белорусской моды и изучил его содержимое с критическим пристрастием.

Беларусь дизайнерская — как партизанская. Кто такие наши дизайнеры и где их искать, знают в стране считанные люди — те, которые ходят на белорусские недели моды и эпизодически организуемые выставки-продажи отечественных дизайнеров. Очередной такой модный маркет прошел на выходных в Национальной школе красоты.

Вход — за 25 тыс. рублей — открыт для любого желающего. Однако, как говорят сами дизайнеры, случайных людей здесь довольно мало. Большинство приходит к конкретным авторам за конкретными вещами.

Цены на дизайнерскую одежду и сумки стартуют в среднем от 1 млн рублей, украшения можно найти от 200 тыс. и до 1,5 млн. При этом четкой зависимости цены от размера или качества вещи нет. За одинаковые деньги вы можете найти как платье из натурального шелка или кожаный клатч, так и колье или браслет ручной работы.

Большинство дизайнеров сами же и выступают в роли продавцов. Иногда они оставляют вместо себя помощников и готовый к продаже немногочисленный, но претенциозный ассортимент.

Автора эпатажной одежды Апти Эзиева на месте застать не удалось. Но авторский жакет из шерсти с узнаваемым кожаным кармашком и выбитым на нем брендом Apti Eziev купить можно автономно — за 1,5 млн рублей.

На вопросы о ценах дизайнеры отвечают неохотно. Но подчеркивают, что единичные авторские вещи не могут и никогда не будут стоить столько, как на рынке. При этом большинство дизайнеров четко определяют: альтернативой масс-маркету они не были и быть не хотят. Дизайнерские вещи — для ценителей.

Поэтому, несмотря на кризис и явно упавшую платежеспособность даже самых лояльных клиентов, многие дизайнеры до последнего держат марку и принципиально продолжают работать единично и только с дорогими натуральными тканями. В итоге это шелковое платье от дизайнера Валерии Аксеновой обойдется в 2,2 млн рублей.

Летний наряд чуть попроще из хлопка — 1,2 млн рублей. Как козырь в защиту стоимости — ничтожная вероятность встретить кого-то в аналогичном платье в родном офисе. Платья шьются только 42, 44 и иногда 46 размеров — под «среднего» покупателя.

Любителям распродаж белорусская авторская мода тоже не сулит больших перспектив. Скидки есть, но они незначительные — как правило, 10—20% от первоначальной стоимости. Чаще всего дизайнерские платья покупают отнюдь не творческие личности, как принято думать, а работающие в офисах молодые модные и платежеспособные минчане. Их главный аргумент в пользу авторской моды — не быть похожими на толпу.

— Подсела на белорусских дизайнеров несколько лет назад, наблюдаю за ними охотно, — рассказала одна из постоянных посетительниц маркетов. — Но одеваться только в белорусскую авторскую одежду пока не потяну. Красивое платье Krasa, но дороговато — 1,2 млн рублей.

Доказывать эксклюзивность в таких условиях, говорят дизайнеры, становится все сложнее. Особенно в рамках конкуренции на тех же маркетах, куда организаторы пускают все больше участников самого разного масштаба. Недавно в ряды авторских стендов мощным промышленным крейсером влилась огромная «Элема».

Формально все окей, ведь у креативного руля фабрики стал дизайнер Иван Айплатов. Но соседство элемовских нарядов по промышленной цене 600—800 тыс. со штучными дизайнерскими с ценником в два раза выше как минимум выглядит странно. Как максимум — заставляет покупателей сомневаться.

Поэтому рыночно ориентированные авторы постепенно сдаются и отходят от своих священных законов уникальности. Для снижения стоимости одежды перепрофилируются с пошива штучных моделей на мелкооптовое производство. Ткани покупают большими партиями и отшивают полноценные размерные ряды, чтобы продавать одежду в нескольких магазинах одновременно. В итоге при желании на маркетах уже можно найти вещи и по 500 тыс.

Именно из-за ценового вопроса назвать дизайнерский продукт исчерпывающим пока нельзя. Главный пробел — обувь. Браться за ее производство не хочет почти никто. Потому что в итоге результат будет примерно таким: 3,5 млн за пару кожаных туфель ручной работы.

Не справедливости ради, но просто из чувства меркантильного любопытства не можем не напомнить, что пару недель назад во время белорусской «черной пятницы», наскребя еще 500 тыс. сверху, можно было купить вот эти кожаные лодочки в минском бутике Armani.

С сумками тоже не без вопросов. Дизайнеры стараются выделиться как могут. Сумка из кожи буйвола — белорусских авторов. Но делали ее на Бали, потому как привезти в страну кожу оказалось сложнее, чем готовое изделие. Цена клатча — 1,3 млн рублей.

Встречаются и весьма спорные вещи. Не заметить сходство этой дизайнерской сумки со знаменитым признаком роскоши — сумкой Chanel Boy — просто невозможно. Нравится это Карлу Лагерфельду или нет, но стоимость белорусской вариации из кожи питона — 1,8 млн. Питон по случаю сезона скидок подешевел с изначальных 2,3 млн.

Стоимость оригинала в разноцветном исполнении из кожи ягненка стартует от €3 тыс. Купить ее в Минске, понятное дело, нельзя.

При всей своей лояльности к творческим людям мы вынуждены принять сторону расчетливых покупателей. Особенно когда доходим до стендов с многочисленными дизайнерскими украшениями. Здесь разобраться в эксклюзивности еще сложнее: дизайнеров бижутерии в разы больше, чем авторов одежды.

У стенда с разноцветными сережками довольно многолюдно. Цена одной пары — 250—450 тыс. рублей в зависимости от размера. Уточняем — дизайнерские и весьма популярные.

Все бы ничего, но только по соседству мы нашли еще несколько стендов с аналогичной бижутерией. И тоже дизайнерской. Цены примерно одинаковые: закон рынка.

— Ничего страшного в этом нет, комплектующие мы покупаем готовые, — не скрывают продавцы. — Но сборка все равно ручная, авторская.

Чья правда, сказать сложно. Но наше покупательское чувство эксклюзивного уже оскорблено. Поищем еще.

К этим украшениям из нержавейки доверия больше. По крайней мере, их точно вырезали и крутили вручную из листа стали. Цена, правда, тоже не кризисная — 170 тыс. и 290 тыс. за две пары. Еще вот серьги из акрила. Как уверяет дизайнер, полностью выреза́лись и собирались по ее собственным эскизам. Поэтому и стоят 500 тыс. рублей.

И опять минус в карму клиентской лояльности — подобие известных наборных браслетов Pandora. Посеребренная основа обойдется в 100 тыс. с небольшим плюс по 35 тыс. за каждый наборный элемент.

Оригинальный браслет, разумеется, обойдется дороже: около $60 за браслет из серебра плюс по $20—40 за каждый наборный элемент. Но дело даже не в цене. Как говорится, найдите 10 дизайнерских отличий.

Такая нечестная конкуренция на маркетах некоторым дизайнерам не по душе: «Объяснить непосвященному человеку, почему мое платье или украшение стоит в два раза дороже, чем вещи на соседнем стенде, бывает довольно сложно». Поэтому о перспективах авторской моды в Беларуси говорить особо не хотят. Покупатели белорусской дизайнерской одеждой пока больше балуются. Эпизодически.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by