Журналист Onliner.by Александр Тумар: мототусовке придется изгнать отщепенцев или устроить им взбучку

29 699
02 июля 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Журналист Onliner.by Александр Тумар: мототусовке придется изгнать отщепенцев или устроить им взбучку

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Уже не первый год изучает обстановку на дорогах страны и с сожалением констатирует, что имидж мотоциклистов страдает в первую очередь из-за небольшого количества «неадекватов». Об этом — сегодняшняя колонка.
Ехал недавно по улице Кальварийской в Минске. Обратил внимание, что по крайнему левому ряду меня опередил молодой водитель скутера. Сейчас сложно понять: является ли это транспортное средство по ПДД мотоциклом или мопедом — может ему и разрешено ехать в третьей полосе? Но вдруг вой сирен, мигалки — и скутерист уже объясняется с сотрудниками ГАИ. А через несколько дней получили сводку: только за одну неделю в городе было привлечено к ответственности 700 мотонарушителей. Настоящая облава! Только устраивает ли это порядочных байкеров? Уверен, точнее знаю, что нет. Сейчас возникла уникальная ситуация, когда многое зависит от мототусовки. Вопрос: изгонит ли она отщепенцев, устроит им взбучку, или все останется как есть?

Усиление контроля за водителями мопедов и мотоциклов было введено не просто так. Проблема в Минске с аварийностью остается. В самом начале мотосезона на ул. Кедышко погиб молодой человек. Почти каждый день на Auto.onliner.by сообщается об очередном происшествии: упал, подрезали, задел... Далеко не во всех случаях виновны мотоциклисты, но тем не менее.

Аварийность эта имеет несколько особенностей. Первая. Почти каждое ДТП сопровождается получением травм в первую очередь мотоциклистами и их пассажирами. Как-никак они не защищены корпусом автомобиля. Вторая. Ситуацию с мотодвижением крайне сложно контролировать. Тут недостаточно уложить «спящий полицейский» или установить камеру скорости.

Только увидишь мотоцикл без номера или со спрятанным под сиденье, висящим параллельно проезжей части и практически непросматриваемым регистрационным знаком, знай, что, скорее всего, имеешь дело с потенциальным нарушителем. Порядочному байкеру же нечего скрывать — он катается в удовольствие.

А если остановит ГАИ, вернее попытается остановить, то можно попробовать уехать от погони. Преследовать литровый спортбайк даже на топовой Skoda Octavia сложновато. Ну вот, допустим, он уехал, и что дальше? Думаете, все так и останется? Нет, конечно. Ведь он подставляет своих коллег по двухколесному транспорту, обозляет общество против всех мотоциклистов.

После пары-тройки неудачных преследований, как правило, устраивают показательные акции. К «Короне» несколько раз подъезжали сотрудники ГАИ при силовой поддержке спецназа и проводили тотальную проверку: «Предъявите документы. А сертификат техосмотра? Страховку... Что это у вас тут?»

На самом деле это такой намек мототусовке: прошерстите ряды, потолкуйте с хулиганами, не нарушайте. Ведь в мотосреде все знакомы, друг друга знают и могут найти виновника очень легко. Вспомните недавнюю историю: в Минске повздорили автомобилист и мотоциклист. Конфликт получил резонанс. А на следующий день поссорившиеся уже пожали друг другу руки. Благодаря деятельному участию Дмитрия Питбуля ситуация разрешилась благополучно: разгорячились ребята, бывает.

Сейчас молодое поколение мотоциклистов уже и не знает, кто такой Железный Феликс. В свое время это был настоящий лидер в байкерской среде. Все конфликты и терки с ГАИ решались очень просто. Звонил ему тогдашний начальник Минской ГАИ Василий Бульбенков и говорил: «Валера, что это за парень на красном мотоцикле гоняет по Немиге?» Через день-два красный мотоцикл стоял у входа в ГАИ, а его владелец объяснялся в кабинете у начальника. Не штрафовали, не пугали, а просто разговаривали. Говорят, имело воздействие.

Проблема не только в том, что сейчас нет сильного и явного лидера. Мотосреда стала шире и разнороднее. А сам мотоцикл превратился в транспортное средство массового использования. Влиять на разных людей уже сложнее. Однако ядро, костяк тусовки, сохранилось. В нынешней ситуации от этого меньшинства зависит многое. Если оно найдет нужные слова и способы убеждения, то облав больше не будет.