В КГК выяснили, что на белорусских предприятиях начали скрывать от «посторонних» выгодные по зарплате вакансии

 
26 341
26 июня 2015 в 9:21

Чего только не припрятывали в советские времена: колбасу, кофе, импортные сапоги, книги, прочие ходовые товары. Держали под прилавком или в подсобке, скрывали от общественности, чтобы распределить по «нужным людям». Многие думают: все это давно позабытое дело, смешная история. Ан нет. Возродился старый тренд. Объектом манипуляций нанимателей нынче становятся рабочие места, причем даже не всегда суперхлебные и теплые. Такой вывод напрашивается по итогам мониторинга Борисовского, Пуховичского, Солигорского, Узденского районов и города Жодино, проведенного Комитетом госконтроля Минской области.

Аналитиков областного подразделения КГК насторожило резкое снижение вакансий в Минской области. В начале года потребность в трудовых ресурсах, заявленная организациями региона, составляла 4,9 тысячи работников. А к 1 июня количество вакансий сократилось на целую тысячу. Свободных рабочих мест стало почти наполовину меньше, чем годом ранее. Все это, конечно, можно было списать на изменение конъюнктуры. Вон в Минске год назад каждое шестое место рабочего по комплексной уборке пустовало. А сегодня «метлы» расходятся у минчан в два счета.

Но в том-то и дело, что в шорт-листах области по-прежнему превалируют запросы на строителей: каменщиков, плотников-бетонщиков, штукатуров, подсобных рабочих. А также аграриев: операторов машинного доения, животноводов, слесарей, трактористов, ветврачей и зоотехников. Однако цифры официальной статистики не отражают реальной картины дел. Вакантные рабочие места, как выяснил начальник управления контроля бюджетно-финансовой сферы и госорганов КГК Минской области Павел Цыценя, кто-то по неведению, а кто-то принципиально не доверяет районной службе занятости, оставляя за собой приоритет подбора кадров на должности руководителей и высокооплачиваемых специалистов.

Например, на Пуховичском комбинате хлебопродуктов с апреля 2012 года была вакантна должность заместителя директора по коммерческим вопросам, с августа 2013-го — заместителя директора по науке и инновациям, а с мая прошлого — специалиста по охотхозяйству и работе с клиентами. Сведения о довольно престижных свободных должностях долгое время не направлялись в районную службу занятости, а месяц назад и вовсе были исключены из штатного расписания.

Еще любопытнее ситуация в ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции». Здесь не известили службу занятости о 17 вакансиях. Предприятию требовались главный инженер, его зам, заместитель генерального директора, главный механик, помощник генерального директора, начальник отдела, начальник участка, 4 инженера, бухгалтер, технолог, механик и 3 диспетчера. 5 вакансий придерживал Узденский лесхоз — начальника отдела, инженера, мастеров лесопосадок.

ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с опытным производством» может даже патентовать изобретение нового способа ухода от сотрудничества со свободным рынком труда. В течение пяти месяцев в институте 15 раз переписывали штатное расписание. Причем эти упражнения в точности совпадали с увольнением, перемещением и переводом работников. Освободившиеся должности исключались или вводились новые. Это позволяло игнорировать требования законодательства о предоставлении в двухнедельный срок сведений о вакантных местах в районную службу занятости. Ноу-хау, которое специалисты Комитета госконтроля очень не рекомендуют брать на вооружение.

На рынке труда по-прежнему далеко не все равны. Это не новость. Раньше нанимателям не нравился определенный возраст, предпочитали молодых либо мужчин, а не женщин. Но вот — новый поворот. В ОАО «Пуховичский КХП» потенциальному заместителю директора по экономике и финансам, кроме диплома, требовалось «наличие гражданства Украины». Непременно украинцами хотели видеть на комбинате хлебопродуктов также мастера и бухгалтера. А в коллектив аппаратчиков обработки зерна и комбикормового производства не желали принимать мужчин.

Находчивые специалисты работают в Пуховичском сельисполкоме. С выдумкой пристроили более 28 миллионов рублей Фонда соцзащиты населения. Под маркой работников, направленных на выполнение временных оплачиваемых общественных работ, на озеленении территории местного Совета два года (ничего себе временно!) трудились рабочие зеленого строительства. Поскольку в штатном расписании такой должности не было, зарплату им необоснованно платили из ФСЗН.

Всю эту информацию Комитет госконтроля Минской области направил в соответствующие органы для реагирования и принятия мер.