«Прошу, „забей“ меня!» Репортаж с белорусского фестиваля татуировки

 
31 мая 2015 в 8:08
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Малиновский

Летучая мышь на шее, Чебурашка с фингалом под глазом, матрешки с пистолетами — у белорусов очень богатая фантазия, когда речь заходит о татуировках. На этих выходных в Минске проходит ежегодный Belarus Tattoo Fest, где можно посмотреть на диковинные изображения и сделать себе тату прямо в выставочном павильоне. Репортаж с конвенции мастеров нательного рисунка — в материале выходного дня Onliner.by.

В выставочном павильоне минского Дворца искусств собрались около 30 мастеров со всей страны: Минск, Гомель, Могилев, Пинск, Лида, Бобруйск — география белорусской татуировки, как оказалось, очень обширная.

Вообще, судя по рассказам организаторов, белорусы достаточно активно участвуют в европейском движении нательного рисунка и даже считаются немного снобами.

— Тусовка у нас большая, но достаточно разрозненная. Некоторые мастера отказались от участия: тут в ход идет какой-то личный фактор, и я этого, откровенно говоря, не понимаю, — рассказывает организатор фестиваля Алесь Таболич. — Я общался с российскими и украинскими организациями: они говорят, что у наших мастеров очень много понтов. А нормальные белорусские специалисты весь год катаются по западным тату-конвенциям, и таких достаточно много.

Сегодня сеанс у хорошего минского мастера в среднем стоит около $100, а длится он примерно три часа, больше выдерживают только самые стойкие клиенты. Правда, есть и исключения: экстремалы могут задержаться у татуировщика и на восемь часов.

— Сейчас очень развита белорусская татуировка. Это, можно сказать, тренд. И не только орнамент — даже «олдскул» делают на белорусский манер, — говорит Таболич. — Тут вам и портреты поэтов, и природа — все что угодно. А вот иероглифов, бабочек, стрекоз, надписей стало меньше: люди делают более обдуманные вещи и находят своих мастеров, как в парикмахерской. Я, например, делаю «ковры», как называют татуировку в виде белорусского орнамента, и ко мне приходят конкретно за ними. А вот член жюри из Бреста просто балдеет от Японии, говорит, что это классика.

Говорят, что за последние пару лет чувство стиля у белорусов стало намного более изысканным: люди начинают больше интересоваться искусством татуировки, приходят к мастерам с осмысленными эскизами. Правда, бывают и исключения.

— Однажды ко мне пришел парень и попросил изобразить на «пятой точке» известного певца ртом Тимати, — рассказывает молодой тату-мастер Дмитрий Миров. — А одна девушка заказала себе на лобке надпись «Fuck me». Правда, потом «перебила» ее на какой-то славянский оберег.

— «Купола» не бьют?

— «Купола» бьют только на зоне. За это можно и отхватить.

Дима занимается татуировкой четыре года. Говорит, что работа сезонная. Но если люди опытные и знающие делают тату зимой (в самое благоприятное время для украшения себя чем-нибудь этаким), то наплыв обывателей случается в конце весны и летом.

— Наши люди все равно идут к мастеру летом, когда тату меньше всего стоит светить на солнце, — рассказывает татуировщик. — Хотят красоваться, показывать новый рисунок и не заботятся о том, что его можно запороть под солнышком, потому что ультрафиолет недружелюбно относится к краске.

Как правило, никаких ограничений по татуировке нет. Кроме одного: украшать себя перманентными рисунками можно с 18 лет. Правда, это мало кого останавливает.

16-летняя гомельчанка Настя сделала первую татуировку год назад.

— Когда поняла, что меня за это не будут ругать, сразу попросила у мамы денег, — говорит девочка. — Теперь у меня шесть тату. В основном это персонажи из моих любимых фильмов: «Эдвард Руки-ножницы», «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой». А скоро хочу сделать себе «рукава» и летучую мышь на шее. Мама не против.

То, что многие родители не против татуировок у своих детей, становится понятно уже спустя несколько минут прогулки по выставочному павильону. Многие молодые родители, украшенные тату, гуляют тут с колясками. А некоторые с удовольствием рассказывают, как сами украшали чадо рисунками.

— Я свою первую наколку (татуировкой это не назовешь) сделал 35 лет назад, тогда еще в Минске не было тату-салонов, — говорит 55-летний Игорь Коршакевич. — Написал на руке иглой, обмотанной ниткой, и тушью свое имя и имя девушки. Имя девушки потом перебил: мы расстались. Я больше для себя все это делаю: если могу сам — отлично, если нет — обращаюсь к мастеру. Сегодня у меня около 50% тела в татуировках, а недавно 25-летний сын попросил сделать ему первый рисунок. Ну, захотел ребенок — я и сделал. Две матрешки: одна с пистолетами, вторая с топором.

— А есть вещи, которые бы вы никогда не стали бить?

— Не буду бить японский стиль однозначно. Это как с тюремной татуировкой. Вот приедешь ты в Японию, и тут какой-нибудь член якудзы в ножки тебе упадет: сэнсэй! А какой я сэнсэй?

Еще несколько лет назад было сложно представить себе тату-салон в белорусском райцентре, а на людей, украшенных перманентным рисунком, смотрели если не с опаской, то настороженно. Сегодня мастера татуировки работают не только во всех городах областного значения, но и в регионах. Стоимость сеанса здесь, к слову, вдвое меньше минского прайса — в среднем $50.

На фестиваль, например, приехали специалисты из Лиды, которые называют себя «Бородатые дети».

— Хотелось что-то стебное, веселое придумать — вот и получились «Бородатые дети», — рассказывает мастер Андрей Концевой. — Что заказывают? В основном реализм и японский стиль. Но популярен и портрет: конкретные люди, киногерои. А недавно приходил парень, который попросил изобразить на руке Чебурашку в боксерских перчатках и с фингалом.

Есть на фестивале и своеобразные рекордсмены. Одна из них — Маша. Девушке 23 года, и у нее около 30 татуировок: лицо, туловище, ноги. Говорит, что первый рисунок сделала дома у знакомого в 16 лет: слушала панк-рок, нужно было соответствовать имиджу.

— Это были клевер и подкова на удачу, — вспоминает Маша. — Не самые удачные татуировки, если их вообще можно так назвать. Пришлось потом перебивать, облагораживать. Любимая? Они все у меня такие — как маленькие детки. Но самая-самая — погремушка с именем моей дочери.

— Если когда-нибудь она придет домой с татуировкой?

— Ничего плохого в этом не вижу. Это ведь никак не повлияет на ее совесть и честь. Человек не может быть плохим только потому, что у него есть тату: нужно судить по делам, а не по внешности.

Говорят, что сегодня у каждого шестого жителя Беларуси есть татуировка. А организаторы не исключают, что через пару лет салоны могут появиться даже в самых маленьких городах страны. В любом случае, хорошо, когда есть выбор.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by