Иностранцы прилетели на «машине времени» смотреть советское прошлое. Фоторепортаж с последнего рейсового полета Ту-154

 
30 мая 2015 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

Вчера из Женевы в Минск прилетели необычные люди. Граждане Евросоюза, США, Австралии заплатили много денег, чтобы полетать на одном из самых красивых советских пассажирских лайнеров — Ту-154М. Таких самолетов в «Белавиа» осталось три, и все они уже давно обслуживают чартерные рейсы. Специально для любителей был организован рейс по обычному расписанию — только вместо Embraer приземлился самолет, сделанный в СССР. Как это было — в репортаже Onliner с прощального полета Ту-154.

Повод для этого мероприятия прост: из-за устаревания модели и высокого расхода топлива Ту-154 давно планомерно выводятся из парка авиакомпаний. Но вам было бы интересно проехаться по улицам города на старом автобусе или автомобиле?

Группа любителей ждет Ту-154 в Женеве, поэтому из Минска по обычному расписанию вылетел почти пустой борт — 30—40 человек на 164 кресла. Есть время все спокойно рассмотреть, чтобы понять: мы что-то теряем?

Мы сидим возле аварийного выхода. Перед коллегой с белорусского телевидения никого нет, поэтому нет и столика, на который можно положить завтрак.

— Столик есть, я вам сейчас его достану, — говорит стюардесса и открывает верхнюю полку. На ней лежит какая-то сложенная металлическая конструкция.

— Нет, не надо, я лучше пересяду на соседнее свободное место, — говорит коллега. Вдруг портативный столик сломается.

— Не сломается, это же «тушка», — читает мысли стюардесса.

Если вы летаете не очень часто, то подобные мелочи от вас ускользают: откидные столики из металла, железные шторки в лампах и пепельницы (как привет из прошлого, когда можно было курить на борту), тумблеры, как в военной технике… Ту-154 — это образец классической советской промышленности. Здесь нет бизнес-класса, все не самое комфортное и изящное, зато надежное.

— На «тушках» очень удобно работать, — рассказывает бортпроводник с 25-летним стажем Алла Ермолович. — Просторные кухни, высокие потолки. Эти самолеты медленно набирают высоту (20 минут) и так же неспешно снижаются, отчего полеты в них переносятся комфортнее. Пассажирам всегда нравилось, что в самолете не два, а три двигателя: в глазах обывателя это дополнительная надежность.

Именно из-за трех двигателей к Ту-154 приклеилась кличка «Аврора»: на «революционном» лайнере тоже три трубы.

Кабина пилотов Ту-154 по современным меркам огромная. Там поместились четыре члена экипажа и два пустых кресла (раньше экипаж состоял из шести человек). Причина такой многочисленности — в особенностях управления. С одной стороны, Ту-154 почти совершенны в условиях работы на Севере. При отсутствии дисплеев лайнер может эксплуатироваться и в минус 55 градусов, не требуя ангара с подогревом. Зато все это богатство предусматривает наличие командира корабля, помощника, штурмана и бортинженера.

— Вы видели кабину? Сложно назвать ее простой. А мы садимся за рабочее место, как тракторист садится в трактор — все понятно, — так рассказывает о своем самолете бортинженер Михаил Бондарчук. Он и капитан Александр Трофимов ровесники, год до пенсии. 30 лет летают на Ту-154 и всерьез намерены уйти из авиации, когда их самолеты будут выведены из эксплуатации окончательно. — У нас нет печали по этому поводу. Долетать и уйти вместе с самолетом — мечта любого пилота.

Обратный полет превращается в мужской аттракцион. Салон почти полный. Случайных людей мало. На борту всего лишь несколько женщин, обычным образом купивших билет на рядовой полет до Минска. Все остальные летят не в Минск, а на Ту-154.

— А что у вас тут происходит? — спрашивает белоруска, летящая к родителям из Женевы. Ее можно понять: вокруг ходят люди с фотоаппаратами и видеокамерами. Снимают друг друга, каждую мелочь в салоне, картинку через иллюминатор, засекают время взлета.

Что происходит… Это взрослые мужики из капиталистических стран развлекаются любимым хобби. Это на самом деле сложно понять и еще сложнее объяснить: все места возле окон были раскуплены три месяца назад, многие искали места исключительно в хвосте самолета. Не потому, что безопаснее, а чтобы лучше слышать рев реактивных двигателей.

— Полгода назад нам пришла идея организовать такой полет, — рассказали в «Белавиа». — Через группы любителей разместили объявление в социальных сетях, и люди откликнулись. Некоторые купили просто билеты (которые, к слову, стоили на 20—25% дороже обычного), другие останутся в Минске на выходные. Вместе с турагентством сегодня-завтра они будут летать на Ан-12: в Беларуси эксплуатируется самый старый самолет этого типа — 1961 года выпуска.

Полная программа с полетами, проживанием и экскурсиями обошлась в €3 тыс.

— Возможно, это небольшие деньги для любителей самолетов…

— Это очень дорого и расходно. Попробуйте найти еще тур на три дня за такие деньги. Представляете уровень фанатизма?

Истории всех пассажиров спецрейса похожи — увлечение советской авиашколой и уважение к ней.

— Авиация советской эпохи — мое хобби, — рассказал Дэвид из Лондона. — Хотел почувствовать на этом борту дух прежней эпохи путешествий: лететь на классическом самолете с ручным управлением — это романтика. Впервые буду в Минске и рассчитываю найти в нем тоже много советского. Знаю, что город был почти полностью разрушен, поэтому буду искать архитектурные ансамбли советской эпохи, погружаться в ту атмосферу.

Немец Лутц тоже скучает по «совку». Он родился в ГДР и хочет на «машине времени», в роли которой органично выступает старый Ту-154, слетать в СССР. Европейцы вежливы, поэтому прежде он переспросил, нужен ли нам честный ответ.

— За интересными полетами я гоняюсь по всему миру. Конечно, не могу упустить, когда такое мероприятие проходит под боком. С советской авиатехникой я познакомился в ГДР и скучаю по ней. Сравните Ту-154 с любым современным самолетом — сравнение будет не в пользу современного: от звука двигателей до дизайна.

Нормальным людям нелегко понять наш интерес, но это любовь. Вторая причина — приехать, наконец, в Беларусь. Жилье сняли дешево, а вот с получением визы беда. Дело не в 60 уплаченных евро, а в сложной процедуре, бумагах, потерянном времени. Честно говоря, если страна хочет развивать туризм, надо делать порядки попроще.

— К сожалению, история взлетов и посадок этого поистине легендарного самолета в нашей авиакомпании подходит к финалу. По моему мнению, Ту-154 — один из самых надежных и красивых самолетов в мире. Но современные условия ведения бизнеса и новейшие технологии диктуют свои правила. Я рад, что есть люди, которые разделяют мое отношение к этому типу воздушных судов, — рассказал заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by