Иммигрант Кирилл Варно: альтернативный взгляд — почему я уехал из Израиля и вернулся в Беларусь

25 мая 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Иммигрант Кирилл Варно: альтернативный взгляд — почему я уехал из Израиля и вернулся в Беларусь

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Кирилл Варно — родился в Минске. В 1996 году вместе с родителями иммигрировал в Израиль, где получил среднее и высшее образование, служил в армии. В позапрошлом году вернулся в Беларусь и получил вид на жительство.
Когда я прочитал монолог блогера Дарьи Егорченко «Почему я навсегда уехала из Беларуси», сразу возникло острое желание высказать свою, альтернативную точку зрения на жизнь в Израиле. Тем более я считаю, что имею на это определенное право, так как прожил я в этой стране 17 лет и после этого добровольно вернулся в Беларусь.

Начнем по порядку. Я родился в Минске в 1989 году. В 1996-м родители приняли решение иммигрировать в Израиль, я, естественно, уехал вместе с ними. С тех пор и до декабря 2013 года я проживал в этой стране. Уехал оттуда по ряду причин, в большей степени личных и субъективных, но все равно уверен, что вам будет интересно о них услышать.

Общество в Израиле насквозь политизировано. Конечно, для этого есть целый ряд предпосылок, но некоторых людей, в том числе и меня, эта ситуация немного «напрягает». С младших классов, наравне с принципами демократии, свободы и равенства, у нас — детей, живущих в приграничном городе, на который периодически сыпались ракеты, — вырабатывались определенные стереотипы в отношении жителей страны, из которой эти ракеты прилетали. Не могу сказать, что взрослые люди каким-либо образом препятствовали развитию и укреплению этих стереотипов.

Я так и не почувствовал свою сопричастность к арабо-израильскому конфликту. Когда пошел в армию, заранее знал, что не хочу причинять людям какой-либо вред. Поэтому и выбрал специальность, которая, как мне казалось, полностью избавит меня от обязанности быть причастным к смерти и разрушениям. Однако просчитался: как оказалось, в мои обязанности входило подвешивание боеприпасов на самолеты. Я этого делать категорически не хотел, и в итоге, после многочисленных попыток, мне удалось убедить свое руководство в том, что я не создан для армии. Так что отслужил я всего год из трех.

После армии я хотел пойти учиться в вуз, но у меня не было всех тех льгот, которые полагаются отслужившим. Поэтому год я отработал в кибуце и затем только поступил в университет. Отучился четыре года. Купил билет и улетел в Беларусь с твердым намерением остаться здесь жить навсегда.

На протяжении всей жизни в Израиле раз в несколько лет мы приезжали в Беларусь проведать родственников. Именно здесь я чувствовал себя дома, мне очень нравится менталитет белорусов. Хотя скажу, что и они далеко не идеальны, порой меня раздражает «памяркоўнасць» некоторых товарищей, желание работать спустя рукава, для галочки. В своем блоге Дарья говорит, что белорусы — нация по сравнению с израильтянами равнодушная. Здесь я никак не смогу согласиться. Именно отзывчивость, добродушие и радушие — главные отличительные черты людей, живущих здесь, это заметно всем приезжим. Не понимаю, почему этого не увидела молодая журналистка. Возможно, глаз запылился или люди попадались не те.

Израильтяне — отзывчивый народ, но людям с другим менталитетом их понять очень сложно. Несмотря на эмоциональность, большая часть населения Израиля — прожженные прагматики, и даже немного пожив в этой стране, вы наверняка столкнетесь с настоящим «оскалом капитализма». Бабушке или женщине вряд ли уступят место в автобусе, на такое способны только выходцы из постсоветского пространства. Зачем это делать человеку, который заплатил за свое место? Дарья рассказывала про даму, которая будет трижды требовать поменять блюдо, которое ей принесли, и это правда, подобное вполне возможно. Ведь дама заплатила и хочет оправданных ожиданий. Вот только мне было бы неловко находиться рядом с такой дамой, и в автобусе я обязательно уступлю. Мне будет неловко. Еще раз повторюсь — особенности менталитета. Из этих мелочей складывалась картина общего неудобства жизни в Израиле.

Теперь поговорим о причинах прагматичных и приземленных. Из 17 лет, проведенных в Израиле, 14 я прожил на съемных квартирах. В стране около 70% населения живет в съемном жилье, и это считается нормальным. Своя квартира была для меня ОЧЕНЬ отдаленной перспективой, несмотря на то, что я получил образование, позволяющее мне вполне неплохо зарабатывать.

В Беларуси я устроился на МАЗе слесарем, после, когда получил диплом, — инженером-технологом. Задумываться о квартире пока еще очень рано, но даже получая небольшую зарплату, я вижу реальные возможности, приложив определенные усилия, построиться уже лет через 10.

Все хвалят израильскую медицину и наверняка — небезосновательно. Но поверьте, не все так просто. В городе Ашдод, где я жил большую часть времени, насчитывается около 200 тыс. человек, при этом там до сих пор нет ни одной больницы. Она строится сколько я себя помню и все еще не сдана в эксплуатацию.

Израиль — страна религиозная. В шаббат, который начинается в пятницу вечером и заканчивается в субботу после обеда, практически перестает работать общественный транспорт, закрыто большинство магазинов. Меня как человека не религиозного подобная ситуация совершенно не устраивает.

Что бы ни говорили о плохо работающей социально ориентированной белорусской экономике, я с уверенностью могу утверждать, что зарабатывая в Израиле $3000 (а это там не самая плохая зарплата), вы будете жить примерно так же, как здесь, получая $500—600. В Беларуси намного меньше коммунальные платежи, машины и бензин стоят в два и более раз дешевле, очень дешевый транспорт, платные медицинские услуги и многое другое.

Когда Дарья говорит о неком стеклянном потолке, который есть в Беларуси, но которого нет в Израиле, я также немного недоумеваю. И в Израиле, и здесь, обладая талантом, приложив усилия, ты можешь добиться многого. Мало того, там сейчас большая конкуренция. Беларусь — для личного и карьерного роста — более выгодная страна, и меня в этом никто не разубедит.

Ну и наконец, о погоде. Да, в Израиле есть море, причем — не одно. Тепло круглый год. Но я считаю большим преимуществом Беларуси то, что у нее есть лето и зима, весна и осень. Ведь именно от контрастов мы получаем наибольшее удовольствие.