Журналист Onliner.by Александр Тумар: велосипедисты — бомба замедленного действия

06 мая 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Журналист Onliner.by Александр Тумар: велосипедисты — бомба замедленного действия

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Уже не первый год изучает обстановку на дорогах страны. В последние годы на дорогах и тротуарах Минска появляется все больше велосипедистов. О связанных с этим проблемах — сегодняшняя колонка.
Ей-богу, городские власти Минска заложили бомбу замедленного действия, позвав на улицы велосипедистов. Это все равно что выпустить автомобили и пешеходов на пространство, не расчерченное на проезжую часть и тротуар, и наблюдать сверху, как они будут делить его. Эдакий социальный эксперимент. Только с велосипедистами получилось еще хуже. На автомобильных дорогах они являются незащищенными участниками дорожного движения и фактором аварийности. А на пешеходных дорожках уже сами создают угрозу для прохожих. Пару раз лично наблюдал, как увесистый наездник горного велобайка, разогнавшись примерно до 20—30 км/ч, мчит по тротуару. В этот момент откуда-нибудь выбегает ребенок. Резкое торможение, падение, нецензурная брань в отношении «невнимательных» родителей и последующие разборки… Это результат столкновения лбами двух групп участников дорожного движения в городе.

Юридический казус. Согласно ПДД, велосипедисты являются водителями. Но при этом в большинстве случаев (так получается исходя из городских условий) им предписано двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Как могут сосуществовать в одном пространстве водители и пешеходы? Кто вообще допустил такое? На мой взгляд, это неуважение как к велосипедистам, так и к прохожим. Ведь объект, движущийся по тротуару со скоростью около 20—30 км/ч, превращается в снаряд для боулинга. Только «кегли» сделаны не из дерева и пластика, а из крови и плоти. Бьюсь об заклад, однажды это все плохо закончится…

Права для велосипеда не нужны. Этим охотно пользуются подростки-акселераты, которые любят «разрезать» толпу на скорости. Иногда получается маневрировать среди шарахающихся старушек и рассерженных мам с колясками ловко. Иногда — не очень.

Искренне считаю, что движение на скорости по тротуару гораздо сложнее управления автомобилем на дороге. Во-первых, больше препятствий. Вокруг люди, траекторию движения которых предсказать крайне трудно. Во-вторых, есть классические ловушки. Одна из них, например, находится под окнами нашего офиса. Выход из подземного перехода сильно ограничивает обзор. Если кто-то резко появится из-за угла, а велосипедист будет ехать вплотную к переходу, то произойдет наезд. И это не единственная западня в городе!

Только не надо недооценивать силу велосипедного удара. Травматологи расскажут вам, чем чревато такое столкновение: сотрясение головного мозга, черепно-мозговая травма, переломы конечностей… Причем у обоих участников инцидента.

Сейчас мы наблюдаем формальное исполнение обязательств, взятых на себя городом. Тротуары расчерчивают на пешеходную и велосипедную части. Вроде бы создали велодорожку. На деле — фикция. Пешеходы по-прежнему воспринимают это как тротуар, а велотраектории остаются хаотичными. Доходит до смешного: на улице Кульман (в районе перекрестка с улицей Богдановича) густые ветки кустов нависают в метре от поверхности велодорожки. Даже если согнуться в три погибели, вряд ли проедешь.

На фоне постоянных призывов заняться спортом многие подсели на велосипеды. По последним данным, сейчас в Минске около 430 тыс. велосипедистов, у каждого четвертого трудоспособного горожанина есть байк. Сделав 26-километровую велодорожку вдоль Свислочи, городские власти как бы пригласили велосипедистов. Но ведь до нее еще добраться надо! А этот путь пролегает по не приспособленной для велодвижения городской среде.

Только представьте, куда отправили всю эту критическую веломассу. Бордюры, не отвечающие стандартам, тротуары, которые резко заканчиваются, на многих переходах по-прежнему надо спешиваться… Последнее звучит вообще как издевательство. Восхищаюсь велосипедистами, которые стараются строго следовать ПДД. По пять раз на километр слезать с байка — это сильно!

Да, у минских пешеходов нет привычки не заходить на велодорожку. Но задумайтесь, проблема не в конкретных «нарушителях», а гораздо глубже: общество не готово воспринимать велосипедистов как полноценных участников дорожного движения. Нет такой культуры. Одна из причин — в минской городской среде нет явных примет велоинфраструктуры, кроме стертой разметки на тротуаре! А попробовали бы вы выйти на велодорожку в Голландии — были бы обруганы и освистаны.

Позвав велосипедистов на улицы, городские власти взяли на себя обязательства. И это не галочка в графе «Обустроено столько-то километров велодорожек», а нечто гораздо большее. Мало начертать одну линию…

Это должно быть выделенное пространство для велосипедистов. Обособленное. Понятное всем и каждому. Каждое пересечение пешеходов и автомобилей — строго регламентированное.

Пока, как ни странно, этим больше озадачены... в ГАИ. По ее инициативе появились велопереезды через пешеходные переходы, на светофорах — специальные таблички. Но этого мало. Предстоит провести сложную работу по проектированию велопутей. Рано это будет сделано или поздно.

Читайте также: Юные велосипедистки на перекрестке возле «Минск-Арены» нарушили все возможные ПДД и едва не попали под машину

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by