Журналист Onliner.by Николай Козлович: игра в имитацию — почему в Беларуси так любят показуху

16 апреля 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Николай Козлович: игра в имитацию — почему в Беларуси так любят показуху

Автор: Дмитрий Корсак
Николай Козлович — редактор раздела «Люди» Onliner.by. Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда герои статьи или их руководители требовали, чтобы мы убрали те или иные фотографии из-за того, что они были слишком «реалистичными». О любви белорусов к лубочной картинке — сегодняшняя колонка.
Позвонила женщина и прокричала в трубку: «Из-за этой бочки меня уволят!» «Что за дела? — подумал я. — Что еще за бочка?» Потом разобрался. Женщина работает мастером в лесничестве, накануне вышел репортаж оттуда о сборе березового сока, и в нем на фото «засветилась» ржавая цистерна с полустертой надписью «Ядохимикаты». Фото увидели начальники, ахнули, устроили истерику, ведь старая бочка в бедном лесхозе не вписывается в типично белорусскую глянцево-праздничную картину мира. Отечественная бочка даже в захолустье должна быть яркой, как солнце, и красивой, как Мона Лиза.

На заводе, где делают минералку, умоляли убрать панорамные фото цехов, потому что на полу была вода. На заводе мороженого запретили крупно снимать глазурь в чане, потому что она напоминала… ну, вы понимаете. На сигаретной фабрике забраковали снимок, так как табак выглядел не очень сухим. На фабрике пивной в кадр попал старый холодильник — непорядок. У директора хлебозавода едва не случился инфаркт, когда он увидел, что подчиненные стоят на линии без чепцов. В Министерстве обороны огорчились, заметив на фото со сборного пункта конфискованные у призывников «полторашки» с пивом: белорусские призывники ведь не пьют за день до того, как наденут берцы!

Таких историй я могу вспомнить десятки, ведь целые штаты людей в организациях следят за тем, чтобы картинка была краше жизни. Вертикаль ответственных за показуху работников ширится, крепнет, растет. Мои примеры микроскопичны и смешны, но отражают общий государственный тренд последних 20 лет. Директор латвийского завода шпрот, где линии действительно ржавые, а работяги мурзатые, этого «безобразия» почему-то не испугался, так как был уверен: главное — конечный продукт, его качество, а не все эти декорации.

…Было время, когда у нас массово строили агрогородки. В идеальном агрограде Клепачи, который возвел Нацбанк, по приезде большого начальства поставили забор, который отгородил от гостей неухоженные сараи. «Мы привыкли к показухе», — говорил мне местный механизатор, посмотрев пафосный репортаж про свой агроград по телевизору. Самое любопытное, что он и почти поверил, что все в телевизоре верно, а сараев и холупок в природе нет. Что они несущественны.

Когда имитация и реальность сливаются воедино, разобрать, где правда, а где вымысел, сложно. Синее платье — или золотое? Есть стабильность — или нет? Была девальвация — или не было? Открыли садик в Новополоцке (свежая история в тему) — или всего лишь устроили показуху? Власти и местные жители так и не пришли к единому мнению, так как представления о реальности и глянце, о стабильности и кризисе у чиновников и белорусов теперь кардинально отличаются.

Помните, у нас был Год модернизации? За имитацию оной одни чиновники и директора лишились должности, а то и свободы, а другие просто тихо слили деньги в песок. В Полоцке работники завода купили оборудование за 5,6 млрд рублей, но так как деть его было некуда, оставили линии на свежем воздухе — добро покрылись ржавчиной, но модернизация на бумаге состоялась.

И борьбу со складскими запасами в свое время научились мастерски имитировать, закрывая трактора маскировочными сетками. В Витебске директор комбината не сумел продать 15 тонн детского питания, а когда срок годности вышел, поручил товары закопать, чтобы не платить штраф. Молодец: склад разгрузил, за мастерство имитации — оценка «пять». Ну и срок, вероятно, в придачу.

Чего только у нас не имитируют… От чистых чепчиков до роста ВВП. И удои, и отсутствие безработицы. А 2015 год, похоже, пройдет под знаком самой масштабной имитационной компании: по уничтожению тунеядства — стимулированию занятости. Как хочешь, так и называй, но пока это напоминает исключительно имитацию социально полезной государственной деятельности.

В Беларуси встречаются успешные предприятия, не совсем еще рыночные, но и не совсем советские. Их директора, если речь идет о кадрах, обычно отвечают так: убрать бы нам балласт… Директор рыбхоза «Новинки» говорил мне: чтобы выжить без дотаций, работать эффективно, штат нужно сокращать с 70 человек до 20. Надо оптимизировать бизнес-процессы, сокращать до разумных пределов объемы производства, а не держать на работе людей из сострадания или необходимости выполнить план. Но сделать это в условиях социального государства (опять-таки, а не имитация ли это?) никто не даст. Директор СУП «Савушкино» сказал, что на предприятии его масштаба, если бы дело было в Америке, трудились бы около 100 человек. А у нас — почти в четыре раза больше.

Что делать с остальными? А они и сформируют реальный конкурентный рынок труда, им придется шевелиться, говорят эксперты-экономисты, в которых за эту правду хочется плюнуть. Это будет больно, почти катастрофично, но зато картонные заборы рухнут, глянец помутнеет, и мы увидим в зеркале реальность. Не ту страну, где по декрету №3 будет имитировать работу 99,9% населения, а страну с безработицей процентов в 20—30.

Впрочем, все это пустое… К жизни без иллюзий мы уже не готовы. Слишком долго к ним привыкали. Фотографию бочки тогда я убрал, лесное начальство вздохнуло спокойно. Цистерна, наверное, так и стоит где-то в полесских лесах. Ржавеет себе тихонечко. Льют в нее шлангом сок. Главное ведь, что никто этого не видит.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by