Вернись, белорус! Представители Auchan, Media Markt и других компаний Белостока о шоп-туристах из РБ

 
26 марта 2015 в 8:00
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

По некоторым оценкам, экономика Подлясья на 60% завязана на наших соотечественниках. Неудивительно, что поляки внимательно следят за белорусскими проблемами. И девальвация «зайчика», и ужесточение таможенных подходов вызывают у бизнеса Белостока «глубокую обеспокоенность». Не для печати здесь говорят о том, что нужно срочно облегчать процесс выдачи виз, чтобы компенсировать верным друзьям из РБ экономические и законодательные трудности. О том, изменилось ли количество белорусских шоп-туристов на Белосточчине после начала кризиса, мы спросили у представителей гостиничного бизнеса и крупных торговых сетей региона.

— В Беларуси случилась девальвация, сейчас в разгаре кризис, который только набирает обороты. Почувствовали ли вы, что клиентов из РБ стало меньше?

Auchan: Клиенты из Беларуси составляют значительную долю в общем количестве посетителей торговых центров Auchan в Белостоке. Мы видим, что углубляющийся экономический кризис за нашей восточной границей оказывает реальное влияние на поток белорусов, приезжающих в Польшу. Но мы все же надеемся: несмотря на эти трудности ваши люди будут продолжать посещать наши ТЦ.

Статистику по среднему чеку не ведем, но можем сказать, что в течение нескольких лет неизменно популярными являются продукты питания, одежда и обувь, а также электроника и бытовая техника, которая после возврата НДС является финансово привлекательной для белорусов. К слову, при общении с покупателями выясняется, что цена — это далеко не главное. Ваши люди говорят, что польские продукты очень хорошего качества, и именно этот фактор зачастую главнее, чем стоимость.

Media Markt (комментирует директор Войцех Боровски): Констатируем: по сравнению с прошлым годом количество клиентов из Беларуси, посетивших наши магазины, уменьшилось. Что в основном берут? Различные товары: начиная от более габаритных (встроенная бытовая техника и телевизоры) и заканчивая мобильниками, видеокамерами и тому подобным. Пока никаких изменений в приоритетах покупателей мы не наблюдаем.

Гостиница «Подлясье»: Когда-то гости из Беларуси заранее резервировали ночлег в нашем отеле… Тем не менее ваши туристы продолжают оставаться очень важными гостями. В будние дни из Беларуси приезжают в основном торговые представители, а в выходные — те, кто едет за покупками.

Гостиница «Эсперанто» (директор Юстына Левкович): К сожалению, ваши проблемы со слабой валютой уже аукнулись. В последние месяцы мы фиксируем уменьшение количества гостей из Беларуси. Хотя пока нельзя сказать, что это катастрофические цифры.

Leroy Merlin: Клиентов из Беларуси в магазинах Leroy Merlin в Белостоке меньше не стало. Наоборот, с начала года мы замечаем небольшое увеличение по сравнению с предыдущим годом.

Белорусские посетители для нас так же важны, как и местные клиенты. Их участие в прибыли магазинов является значительным. Белорусы покупают практически все. Ограничением, разумеется, является только вес товара. Самые популярные покупки — сантехника, смесители, аксессуары для ванной комнаты, напольные панели, радиаторы, обои, светильники, садовая мебель, газонокосилки, приводы для ворот, электрооборудование, электроинструменты.

Директор магазина Leroy Merlin в Белостоке Яцек Зенкевич

— Планируете ли вы устраивать специальные акции и распродажи, чтобы заманить к себе обедневших белорусов в этом сезоне?

Auchan: Мы относимся к каждому клиенту, будь то белорус или поляк, одинаково. Акции проходят в бутиках регулярно, как и распродажи, специальные вечера со скидками. В наших торговых центрах всегда что-то происходит — как для детей, так и для взрослых.

Гостиница «Подлясье»: Мы планируем высылать нашим гостям письма с привлекательными ценовыми предложениями.

Гостиница «Эсперанто»: У нас есть постоянные пакеты «Для шопоголиков», «Для двоих», которые пользуются спросом. Конечно же, в ситуации, когда число гостей резко снизилось, мы уменьшаем цены на наши услуги на различных сайтах бронирования, и прежде всего на нашей интернет странице.

Leroy Merlin: Мы постоянно работаем над улучшением обслуживания белорусов. В частности, поставили весы для взвешивания товаров, есть отдельный пункт обслуживания клиентов с tax free, есть возможность возврата полной суммы налога. Все документы tax free, выписанные в магазинах Leroy Merlin в Белостоке, регистрируем в электронном виде, что значительно ускоряет их оформление на пограничных переходах.

— Есть ли в Белостоке конкуренция между торговыми сетями и гостиницами за иностранных покупателей или рынок поделен стихийно и всем достается понемногу?

Auchan: Торговые центры в нашем регионе внимательно следят за ситуацией на рынке и за действиями конкурентов. Чаще всего иностранные клиенты посещают те объекты, которые предлагают хорошие цены и качественную продукцию, а также дополнительные услуги. Важно, чтобы была удобная парковка для автобусов, санитарно-бытовые помещения и кафешки, русскоговорящий персонал. Все это конкурентные преимущества.

Media Markt: Предложение каждого магазина напрямую влияет на его конкурентоспособность, а в выигрыше остается клиент. Таковы законы рынка.

Гостиница «Эсперанто»: Предложения белостокских отелей настолько разнообразны, что гости спокойно могут выбрать среди нескольких уровней комфорта своего отдыха. Можно заказать общежитие, остановиться в пансионе или частном доме либо в трех- или четырехзвездочном отеле. Конечно же, имеется конкуренция между отелями, но гости из Беларуси конкретны в своих пожеланиях, всегда остаются верны тем объектам, которые им однажды пришлись по душе.

Leroy Merlin: Разумеется! Торговые сети конкурируют друг с другом, чтобы привлечь к себе как можно больше белорусов.

— В Беларуси после девальвации государство пыталось искусственно остановить инфляцию. Был введен мораторий на рост цен, ограничена рентабельность предприятий. Из-за этого торговля оказалась в кризисе. А что с польскими ценами? Выросли они или нет?

Auchan: Наша страна сейчас находится среди лидеров в ЕС, если говорить о темпах роста ВВП. Цены на основные продукты и услуги в Польше в течение нескольких лет примерно одинаковы. Мы говорим «примерно», потому что в течение нескольких месяцев в Польше наблюдается явление дефляции, то есть снижения цен. Оно невелико, но само это явление оказывает влияние на всю финансовую политику государства. Не вдаваясь в детали, можем сказать, что наиболее чувствительными к изменению цен, естественно, являются продукты питания и транспортные услуги. На коммерческую торговлю влияет много факторов, но самое важное — это стабильное состояние экономики. В Польше проблем с этим нет.

Media Markt: Сложно сравнивать настолько разные экономики, как рыночная польская и белорусская. Можем сказать относительно нашего магазина, что цены не изменились. Наоборот, мы стараемся сделать их еще более привлекательными, и нам это удается благодаря низким закупочным ценам, хорошей работе сотрудников.

Leroy Merlin: Цены в Польше? Главное статистическое управление сообщает, что индекс цен потребительских товаров и услуг в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 99,8. То есть цены у нас снизились на 0,2%.

— Если польскому бизнесу так важны белорусы, то почему бизнес не может надавить на чиновников, чтобы упростили процедуру получения виз, удешевили их стоимость?

Media Markt: Этот вопрос следует анализировать в комплексе. Причем на более высоком уровне, а не на уровне конкретного магазина или торговой сети. Кроме того, лоббирование и давление на чиновников, на наш взгляд, не является правильным решением. Существующая теперь процедура выдачи виз обусловлена многими факторами, и ее изменение не гарантирует удовлетворения каждой из сторон. Не стоить забывать, что эта процедура в том числе основана на международных соглашениях.

Leroy Merlin: Мы как продавцы хотели бы, чтобы клиенты из Беларуси приезжали в Польшу как можно чаще, чтобы процесс, связанный с выдачей виз, был как можно менее сложным и затратным для белорусов. Чтобы как-то помочь, мы оформляем приглашения «на закупы» тем клиентам, которые за ними обращаются. Участвуем также во встречах с местными властями, которые разрабатывают способы содействия соседям из Беларуси.

* * *

Предложение о том, чтобы сделать визы бесплатными для белорусов и украинцев, давно гуляет по польским кабинетам. Конкретных подвижек нет, так как вопрос этот действительно завязан не столько на Варшаве, сколько на Брюсселе. В бизнес-кругах Белостока все же надеются, что к началу осени оттуда придут хорошие новости.

Благодарим сайт polsha24.com за помощь в подготовке материала.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by