Экс-премьер Мясникович рассказал о своей новой «почетно-пенсионерской» должности и о том, откуда в Беларуси кризис

 
20 092
26 марта 2015 в 13:47
Источник: Екатерина Дубинская, «Вечерний Минск». Фото: novostimira.net
Источник: Екатерина Дубинская, «Вечерний Минск». Фото: novostimira.net

Бывший премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, которого на этом посту в конце декабря 2014 года сменил Андрей Кобяков, в интервью «Вечернему Минску» рассказал о своей нынешней работе и поделился взглядами на причины экономического кризиса. 

— В нынешней должнос­ти председателя Совета Республики, которую некоторые для вас посчитали «почетно-пенсионерской», вы не только не сбавили жизненных оборотов, но, кажется, и прибавили...

— Если видишь, что твои усилия, опыт могут принести какую-то пользу, надо действовать. Заниматься обломовщиной — не мое. Тем более что есть соответствующие высокие поручения. Очень много вопросов, которые невозможно разделить: твои они или чьи-то другие. Они — государственные. Если человек уходит от злободневных вопросов, у него, наверное, не совсем зрелая гражданская позиция. Совершенно не правы те, кто считает, что мои действия подрывают чей-то авторитет, я зашел на чужое поле — правительственное… Вообще, при рассмотрении и решении многих серьезных вопросов сложно провести какую-то границу компетенции. Тут может быть коллективный подход, должны использоваться коллективная выработка решений, мозговой штурм, если хотите. Тогда и ошибок будет меньше. Замечу, что у нас с Андреем Владимировичем Кобяковым нормальные доверительные отношения, и я очень уважительно отношусь к решениям, которые принимаются правительством в нынешней непростой ситуации.

— Непростая ситуация… Она ведь не только наша, правда?

— Действительно, возникшие трудности не у нас зародились, они пришли извне. И мы, как страна с открытой экономикой, не могли не почувствовать изменения, которые произошли у нашего главного торгового партнера, России. Только за счет изменения цен на нефтепродукты Беларусь, по самым скромным подсчетам, может потерять в текущем году около 3 миллиардов долларов экспортной выручки. Это огромные средства, а причины от нас не зависят. Что такое 3 миллиарда, если бюджет всей страны 22 миллиарда долларов?.. Или торгово-экономические отношения с Украиной, нашим вторым торговым партнером. Одна волна девальвации, вторая, в гривнах расчеты давно уже не идут. Учитывая, что цены на рынках наших торговых партнеров существенно отстают от темпов девальвации их национальных валют, все это означает потери для экономики Беларуси. Страна, у которой более 60 процентов промышленной продукции и половина продовольствия идет на экспорт, не может не чувствовать этих потерь. Соответственно, нужно как оптимизировать бюджетные расходы, так и быть экономными на уровне домашних хозяйств. Поэтому, полагаю, мы должны уважительно относиться к тем решениям, которые сегодня принимают правительство и Национальный банк, и всячески содействовать, чтобы они были реализованы в полном объеме.

С некоторыми молодыми толковыми экономистами я разошелся в точке зрения на масштабы кризиса. Они считают, что это не мировой кризис. Я полагаю, что конец 2014-го — начало 2015-го — время если не глобального, то, по крайней мере, регионального кризиса. Посмотрите: в процесс втянуты ведущие державы. Кроме потрясений денежно-кредитной политики, вводят такие политические методы, как санкции. Это уже точно кризис. Как по масштабу, так и по последствиям. Кризис отношений, в том числе межгосударственных, гуманитарные проблемы.