Организатор команды racing.by Евгений Никитин: называйте вещи своими именами. Автошколы — это всего лишь курсы подготовки к экзаменам в ГАИ

13 146
02 марта 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Аркадий Соболев

Организатор команды racing.by Евгений Никитин: называйте вещи своими именами. Автошколы — это всего лишь курсы подготовки к экзаменам в ГАИ

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Аркадий Соболев
Евгений Никитин — соучредитель команды racing.by, которая занимается организацией соревнований по драгрейсингу и дрифтингу, гонщик-любитель.
Надо сказать, что в 18 лет и я любил полихачить. После покупки первой машины (Volkswagen Corrado VR6) полгода ездил аккуратно, но потом — авария каждые три месяца. Хотя не все ДТП были по моей вине, эта «серия» заставила задуматься о том, что следующее может стать последним. Или для меня, или для водителя в другой машине. Поэтому я пошел на курсы контраварийного вождения. Без шуток, эти курсы изменили мою жизнь: кроме того, что я стал безопасно ездить, я познакомился со многими автогонщиками, еще сильнее погрузился в мир автоспорта. А потом уже появился чемпионат Беларуси по драгрейсингу, первые соревнования по дрифтингу, чемпионат Восточной Европы по дрифтингу EEDC, фестиваль суперкаров Unlim500+, поездка на тренировку команды Формулы-1.

В Беларуси довольно остро по сравнению с западными странами стоит вопрос дорожной безопасности. Мне кажется, что причина заключается в пресловутой культуре на дорогах. Только я бы хотел расшифровать, как я понимаю культуру на дорогах, и рассказать, какое решение есть у этой проблемы.

Почему низкая культура на дорогах является причиной? Мне кажется, что несоблюдение скоростного режима, алкоголь за рулем, нарушение правил проезда перекрестков, маневрирования, даже неправильный выбор дистанции и пешеходы без фликеров — все это составляющие системного понятия культуры на дорогах.

Что первым отвечает за культуру на дорогах? Школа! Наши автошколы не готовят полноценных участников дорожного движения, они являются подготовительными курсами к сдаче экзаменов в ГАИ. Задумайтесь: в автошколах нас даже не учат, как правильно держать руль! Там заучивают правила, не сильно вдаваясь в их логику, а ведь это главное! Избитое выражение «Правила ПДД написаны кровью» — это не просто слова. Понимая, откуда исходит опасность в случае нарушения того или иного правила, вы десять раз задумаетесь, стоит ли его нарушать. А в тех автошколах, что есть у нас сейчас, мы, образно говоря, учимся бизнесу, зазубривая уголовный и административный кодексы.

Я бы предложил сделать обучение в так называемых автошколах необязательным. Посудите сами. Во-первых, «школы» не гарантируют, что выпускник безопасен на дороге: в них не учат безопасности, не учат уважению на дороге. Всего 20% выпускников автошкол сдает экзамен в ГАИ с первого раза. То есть они еще и неэффективны даже как курсы подготовки к экзамену! Во-вторых, стоимость обучения в них довольно высокая, нельзя взять отдельные модули, например только уроки вождения в городе. Я верю, что большинству людей не требуется преподаватель, чтобы прочитать брошюру «Правила дорожного движения», а потренироваться сдавать тест можно хоть на телефоне.

Определенно, автошколы должны остаться. Но когда люди будут приходить в них по собственному желанию, чтобы научиться водить, а заодно и сдать экзамен в ГАИ, процесс обучения и результаты будут принципиально другими. Я бы хотел, чтобы новые автошколы добавили себе в программу также модули из курсов контраварийной подготовки.

Вместе с этим я бы предложил создать закрытые площадки, где люди смогли бы учиться вождению в частном порядке. Сейчас люди учатся на удаленных парковках, заброшенных дорогах, их там иногда ловит ГАИ, выписывает штрафы. А передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, «стоит» от 5 до 20 базовых. Конечно же, все были бы рады оплатить пользование закрытой площадкой и спокойно тренироваться, причем чтобы площадка была оборудована необходимыми элементами. Сейчас такие площадки есть у автошкол, но можно ли туда приехать в частном порядке? Вариант коррумпирования сторожа не рассматриваем.

После школы идет высшее образование — автоспорт. Все не могут стать пилотами Формулы-1, но наличие небольшой гоночной трассы в каждом областном центре открыло бы много талантов, дало бы толчок развитию технического творчества и просто повысило бы культуру на дорогах. Осенью я был в Америке. Там любой приличный городок имеет свой дрэг-стрип — километр асфальтированной дороги с отбойниками. Каждую неделю там проходят местные «покатушки», можно приехать в свободное время и протестировать себя и свой автомобиль. В Беларуси существует закрытая трасса с прямой полосой — Республиканский полигон для испытаний мобильных машин в Липках. Но там узкие полосы, а вместо отбойников по обочинам — овраги и столбы. Собственно, это не гоночная трасса, а испытательный полигон для МАЗов и другой техники. Есть организаторы, которые в сезон арендуют полигон на вечер и устраивают заезды на четверть мили. Это зачатки автоспорта. Хорошо, что они есть, но этого мало. Мы (racing.by) проводим автогонки в аэропортах, на стоянках — везде, где это возможно. Сейчас есть идея провести гонку на улицах Минска, мы активно работаем над этим совместно с городскими властями. Мы верим, что нашими соревнованиями вносим вклад в повышение культуры на дорогах. Кроме того, что сами участники поднимают свой уровень пилотирования, они являются примером для тысяч зрителей, растет техническая грамотность.

Вообще, мы находимся на верном пути: белорусы все чаще мелькают в новостях о победах в различных автомобильных соревнованиях, пользователи Onliner.by уже не сомневаются в том, что ехать в левом ряду кольцевой на 80 километрах в час при разрешенных 100 и подходящих погодных условиях неправильно, ГАИ разобралась со знаками и камерами скорости на дороге Минск — Могилев. Это мелочи, из миллиона которых складывается система безопасности на дорогах, автомобильная культура.

Удачи на дороге!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by