IT-бизнесмен Юрий Гурский: собирать «дань» за использование белорусами Viber или Skype — абсурд

27 февраля 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

IT-бизнесмен Юрий Гурский: собирать «дань» за использование белорусами Viber или Skype — абсурд

Автор: Дмитрий Корсак
Юрий Гурский — белорусский IT-предприниматель, основатель проектов Viaden Media, Sport.com, ментор проекта Maps.me. Имеет большой опыт управления в сфере IT-индустрии, сотрудничал в том числе и с Парком высоких технологий. После продажи Maps.me холдингу Mail.ru работает в Москве.
На днях Совет министров озвучил сразу две инициативы, касающиеся рынка высоких технологий. Оба проекта вызвали у нас недоумение. Чиновники хотят уменьшить льготы, предоставляемые компаниям Парка высоких технологий, и ввести сборы за трафик программ интернет-телефонии. Хотелось бы рассказать, почему мне кажется, что эти проекты не только абсурдны, но и опасны как для индустрии, так и для имиджа государства.

Как я предполагаю, изначально была идея взять деньги прямо у компаний Skype и Viber, аргументируя это тем, что они якобы зарабатывают на белорусах баснословные прибыли. Но ведь понятно, что сами звонки у этих сервисов бесплатны и монетизация достаточно условна. Вполне вероятно, что белорусские юзеры приносят не прибыль, а скорее убытки, и компаниям проще отключить регионы вообще, чем что-то отдавать государству. Поэтому идея трансформировалась в предложение взять деньги у пользователей.

При этом пользователь интернет-месседжеров, таких как Viber или Skype, уже заплатил за услугу — он купил интернет-трафик и может им распоряжаться так, как считает нужным. Заставить его платить еще и за то, что он пользуется какой-либо программой (в то время как для всего цивилизованного мира она бесплатна), будет, поверьте, трудно.

Да, «Белтелекому» сейчас нелегко. Да, сотовые операторы чувствуют, что теряют прибыль, ведь их клиенты видят очевидную выгоду в звонках по Viber или Skype. Логично в этом случае будет повысить тарифы (если они не позволяют работать рентабельно), сократить свои затраты либо придумать способы, увеличивающие монетизацию. А можно поступить по-другому — заявить, что пользователи IP-телефонии и World of Tanks «съедают» большую часть трафика, и потребовать у них за это денег. Ну хорошо.

Насколько я понимаю, сейчас предлагается, чтобы в расшифровке услуг «Белтелекома» или сотового оператора появилась отдельная строчка за использование трафика посредством указанных выше приложений. Вполне понятно, что произойдет после этого. В списке интернет-месседжеров более ста программ, и белорусы просто перейдут на них. В нашей стране интернетом активно пользуются немногим более 3 млн человек. У Viber — 400 млн пользователей, у World of Tanks — 100 млн. Белорусский рынок настолько маленький, что рассматривать его наличие или отсутствие эти компании могут как статистическую погрешность. Что проще всего сделать, если начались такие проблемы? Правильно — просто проигнорировать.

Теперь что касается урезания льгот. Парку высоких технологий было обещано, что до 2020 года условия, в которых работают его резиденты, меняться не будут. Инвесторы приходили в страну на определенные преференции, строили бизнес-планы. Если сейчас договоренности будут изменены в одностороннем порядке, возникнет масса вопросов.

Давайте посмотрим на ситуацию здраво. Бизнесменам, готовым вкладывать деньги в экономику Беларуси, необходимо было показать преимущества таких капиталовложений. Приезжает к нам, например, американский инвестор. Беларусь — практически единственная страна в мире, куда ему надо делать визу, и иностранец проходит через эту процедуру впервые в жизни. После он оказывается в государстве, которое функционирует по совершенно непривычным для него правилам. Он узнает, что бухгалтерский учет здесь отличается от того, который существует в США и большинстве стран Европы, причем — не в лучшую сторону. Да что там говорить — в стране даже мало разговаривают на иностранных языках. Преференции ПВТ — по сути, одна из немногих хороших новостей, которая могла заставить инвестировать деньги.

А сейчас эти отчаянно-смелые инвесторы видят вот какую ситуацию: даже гарантии, выданные первым лицом государства, могут быть отменены чиновниками в любой момент. Труд белорусских программистов, на самом деле, уже не сильно дешевле, чем, скажем, в Польше, Хорватии или Чехии, причем и законодательство там проще, лояльнее и понятнее.

Дальнейшие действия бизнесмена очевидны: он сворачивает бизнес здесь, проезжает пару сотен километров, пересекает границу и разворачивает его в Литве. Мало того, инвестор настоятельно рекомендует своим коллегам никогда не связываться с белорусскими чиновниками, потому что доверия к ним у него нет.

Что касается влияния на местный рынок, то однозначно это скажется не на предприятиях, а на людях. Многие белорусские IT-компании и так уже работают на грани маржи, и работодатели предупреждают новых сотрудников: ваши зарплаты, как и раньше, будут $2,5 тыс., но теперь — за вычетом налогов. В целом, и программистам будет не так интересно работать в Беларуси, и государство на этом сильно не заработает.

По проекту нового декрета президента, который подготовило Министерство финансов, ставка подоходного налога для работников компаний — резидентов Парка высоких технологий поднимается с 9 до 10%. Кроме того, вдвое должна будет вырасти база для исчисления обязательных страховых взносов. Есть мнение, что входить в ПВТ после этого не будет смысла. Компаниям опять станут интересны схемы с перерегистрацией сотрудников под индивидуальных предпринимателей и другие методы, по которым работали 10 лет назад.

Я вообще не вижу плюсов в этой инициативе. Скорее похоже на работу по принципу «очень нужны деньги, и у кого-то их надо забрать». И выглядит это глупо. Потому что у белорусов больше проблем не с налогами, а с тем, что в страну должна поступать валюта. Если Парк высоких технологий загнать в тень, то эта выручка будет аккумулироваться на уровне литовских, латвийских и кипрских банков.

Думаю, что все-таки возобладает здравый смысл, и данные инициативы, к счастью, останутся прожектами. Слишком очевидны негативные последствия.