До распределения в белорусских вузах остаются считаные месяцы, а потому сезон университетских ярмарок вакансий в самом разгаре. Решил организовать доброе дело для студентов и географический факультет БГУ, который (не будем отрицать очевидное) имеет печальную славу по части зарплат у выпускников. «Каждый год мы высылаем сотни приглашений работодателям, кто-то откликается и приезжает», — говорит организатор ярмарки, сотрудница геофака БГУ Лилия Харитонова. О том, что ждет увлеченного геолога в суровой белорусской реальности, читайте в репортаже Onliner.by.
— Мы готовим наших студентов к тому, чтобы они уже с третьего курса сами искали себе трудовые места. Подобные ярмарки вакансий тоже проводим, приглашаем на них не только пятикурсников, но и третий, четвертый курс. Ярмарки напрямую связаны с распределением, которое пройдет в апреле. До сих пор 100% выпускников географического факультета распределялись по специальности. Нефтяные организации и «Беларуськалий» предлагают зарплаты повыше. Базовые зарплаты в геодезической службе поскромнее, — рассказала Лилия Харитонова.
На сегодняшнюю ярмарку вакансий согласились приехать 16 организаций, в подавляющем большинстве государственные. 140 с лишним выпускников геофака в этом году ждут вакансий на предприятиях вроде Научно-практического центра по геологии, Государственного комитета по имуществу, «Белкартографии», «Белгипродора», Республиканского центра по гидрометеорологии. Зарплаты в среднем 3—4 миллиона. Картина, если честно, не самая радужная.
— Заработок у молодых специалистов сразу не очень высокий. Оклад — около 3,5 миллиона. Да, о высокой зарплате мы говорить не можем, но можем говорить о перспективах. Например, один сотрудник «Белгеодезии» пришел на предприятие студентом, а через пять лет стал заместителем директора. Умный, толковый, хваткий сотрудник, — описывают свои достоинства в Госкомитете по имуществу.
В Институте экономики НАН Беларуси на вопрос о зарплате отвечают не иначе как загадками:
— Зарплата у нас хорошая, но маленькая. А что вы хотите? Мы берем выпускников на должность стажера младшего научного сотрудника. У нас в институте, в конце концов, занимаются не деньгами, а фундаментальной наукой.
— Мы не можем себе позволить зарплаты в $1000, мы же не частная организация. Но при этом сохраняем все преференции, которые положены молодым специалистам в нашей стране: +10% к тарифной ставке, +10% отличникам. В итоге около 4 миллионов выходит зарплата, — произвели нехитрый подсчет в Республиканском центре по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
21-летний Егор, пятикурсник геофака, как раз отходит от стенда Республиканского центра по гидрометеорологии. Видно, парень не очень впечатлен предложениями:
— Моя специализация — геодезия. На самом деле в частных строительных компаниях Минска с этим все не так плохо. Можно получать от 10 до 20 миллионов. Но проблема в том, что берут как минимум с трехлетним опытом работы, которого у меня нет. Видно, пойду в магистратуру, чтобы на год отсрочить распределение.
Геологи Дмитрий и Василий тоже, вероятнее всего, отправятся в магистратуру, чтобы «переждать кризисный год».
— Мы пришли на ярмарку вакансий, думали, увидим здесь представителей концерна Shell или British Petroleum. Странно, но их не было, — смеется Дима. — Ну а если серьезно, будущее выпускника геофака зависит от того, идейный ты геолог или стремишься заработать. Если горишь идеей — можешь запросто устроиться в Научно-практический центр по геологии и получать свои 3,5—4 миллиона. Плюс место в общежитии обеспечено.
— По нашей специальности очень хорошие зарплаты получают в «Беларуськалии» и «Белоруснефти», но из этих компаний приходит только одна заявка на весь факультет, да и то не каждый год, — констатирует Вася.
Пятикурсники Кирилл, Эдвард и Дима — олимпиадники, как и еще половина студентов в их группе. Умные мальчики, они сумели поступить на сложную специальность «Инженерная геология», которая, по словам парней, является второй по популярности в БГУ после факультета прикладной математики и информатики. Проходной балл — больше 382, очень высокий конкурс. И что же получат ребята за все свои интеллектуальные достижения?
— Количество предложений глаз не радует. Зарплаты в 3—3,5 миллиона в государственных предприятиях — это не самые лучшие варианты, — признается Кирилл.
— Было удивительно увидеть сегодня на ярмарке представителей ГУВД, которые предлагали работу участковых. Это так же занимательно, как и появление сотрудников аэропорта, которые предлагали нам вакансии в прошлый раз, — улыбается Дима. — Сегодня работодатели рассказали нам все, кроме условий работы.
Их одногруппница Кристина считает, что основная проблема — это необходимый опыт работы, которого у пятикурсников нет. А государственные предприятия, хоть и согласны брать выпускников без опыта, привлекательными в их глазах не выглядят.
— С другой стороны, надо же с чего-то начинать. Еще один важный вопрос — жилье. Некоторые организации предоставляют общежитие. И это является огромным плюсом и даже решающим фактором, чтобы пойти к ним. Все ради места в общежитии и оклада в 3 600 000 на полную ставку. Такова реальность.