Купил машину за $100 000 при годовой зарплате в 60 миллионов: налоговая рассказала, как ищут живущих не по средствам

 
18 февраля 2015 в 9:24

За покупкой особенно дорогих домов, машин, туристических путевок и прочим пристально наблюдают финансовые аналитики. Их работа — разоблачать тех, кто живет не по средствам. Добропорядочным налогоплательщикам опасаться нечего, речь о тех, кто тратит явно больше, чем зарабатывает. В прошлом году таких граждан в стране оказалось 22 тысячи, пишет газета «СБ».

Начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько говорит: «В итоге им было предложено заполнить декларацию о доходах и имуществе (ее не следует путать с налоговой декларацией) и уплатить налог. Иначе эту сумму взыщут через суд. Только за три последних года таким образом в бюджет удалось вернуть 28 млрд рублей».

Михаил Рассолько говорит, что среди проверенных 22 тысяч граждан есть и бизнесмены, и безработные, и пенсионеры. Большинство «попались» на покупке недвижимости и автомобилей, которые, судя по официальным доходам, им явно не по карману. К примеру, минчанин Н. приобрел машину за 100 тысяч долларов, хотя его годовая зарплата в среднем составила миллионов 60. Гомельчанка Д. купила с аукциона дорогостоящий участок для строительства дома, причем потратила на 1 млрд больше заработанного. Кстати, предъявленные ей к уплате 94 млн подоходного налога выплатила сразу же. Так же, как и 78 млн уплатил житель Бобруйска Г., покупавший нежилые помещения и ценные бумаги. Он тоже не смог объяснить, где взял более полумиллиарда рублей.

Такая информация в МНС поступает в основном из правоохранительных структур, поясняет Михаил Рассолько: «Особенно в тех случаях, когда речь идет о миллионах долларов. Если неуплаченный налог превышает 1000 базовых величин, то может даже рассматриваться вопрос о возбуждении уголовного дела. Кроме того, у нас есть доступ к базам ГАИ, Госкомимущества, к данным банков, таможенных органов (допустим, смотрим, кто, что и как часто возит из-за границы). Нередко налоговую информируют граждане. Ситуацию с расходами мы „мониторим“ регулярно, и это весьма эффективный способ выявления теневых доходов. Также, если человек попадает в поле зрения налоговых инспекторов, в любую интересующую нас организацию — будь то автосалон, риелторская фирма, турагентство — может быть направлен запрос с требованием представить сведения о клиенте. Потом они анализируются, и человеку, явно живущему не по средствам, предлагается объяснить, откуда взялись деньги на столь дорогостоящие приобретения. Конечно, здесь учитываются все расходы, даже коммунальные платежи и мобильная связь, прожиточный минимум за каждый месяц и прочее».

В МНС уверены, что для некоторых граждан одним из основных источников дохода являются заемные средства. Речь идет о крупных суммах, которые одалживаются человеку, официально зарабатывающему гроши. Такие займы предоставляют в том числе иностранцы под выгодные проценты и на длительный срок. Однако теперь полученные заемные средства из-за границы в нашей стране нужно декларировать. К тому же белорусские налоговые органы шлют запросы и в другие государства, выясняя, на самом ли деле заключался договор и существует ли названный заимодатель.

Недавно был случай: гомельчанка Б. пересылала из Турции матери 30 тысяч долларов, хотя сама нигде не работала. Ситуацию объяснила тем, что деньги заняла у гражданина Турции. Что при проверке не подтвердилось, и отправительнице перевода пришлось заплатить в бюджет 29 млн. В последнее время в поле зрения налоговой все чаще попадают скупщики валюты. Именно им с неподтвержденных доходов в прошлом году было предъявлено к уплате более 7 млрд. Минский пенсионер К., за два года купивший в банках 5 миллионов долларов, говорит, что обменять деньги просили какие-то люди, решившие не светиться. В любом случае свою деятельность по оказанию такого рода услуг он поставил на поток, наверняка получая от этого проценты. Теперь должен уплатить почти 6 миллиардов рублей налога.

Немногим меньше предстоит выплатить 19-летнему безработному из Гомеля О., за пару лет скупившему столько валюты, что хватило бы на покупку не одного приличного коттеджа под Минском... О таких деятелях налоговую информируют в основном правоохранительные органы, а нередко по запросам МНС — и банки.

«С этого года мы сможем получать данную информацию гораздо быстрее, — отмечает Михаил Рассолько. — Сейчас готовится соглашение с Нацбанком, куда поступают данные из всех банков. Суть договоренности в том, что мы сможем получать в электронном виде обобщенную информацию всех банковских структур. Допустим, человек купил валюту либо снял ее в банкомате. Тут же, независимо от суммы, данные гражданина попадают в банковскую базу, которая затем пополняет общую, в НБ. После чего вся информация идет к нам, являясь уже налоговой тайной, которую не выдадут даже близкому родственнику».