...Обстановка в конференц-зале гостиницы «Беларусь» была накаленной. Почти полторы тысячи предпринимателей никак не помещались на такой маленькой площади. Десятки людей прильнули к дверям в надежде услышать важные заявления приглашенных чиновников. Воздух сделался густым от многократно повторенных фраз «указ №222», «остатки товаров», «сертификаты», «накладные»... О попытке наладить диалог между мелким бизнесом и государственными органами читайте в репортаже Onliner.by.
Форум предпринимателей проходит уже не в первый раз. Но, пожалуй, сегодня он был особенно эмоциональным, доходило до слез и криков. Диалога, как такового, у представителей двух сторон не получилось. Все выступления предпринимателей сводились к тому, что указ №222, который обязывает их иметь подтверждающие документы на все товары, необходимо отменить. Позиция чиновников однозначна: отменять указ никто не будет, какие еще есть предложения? Две плоскости никак не хотели пересекаться.
— Переходный период был установлен до 1 марта 2015 года. В настоящее время вопрос о продлении срока [реализации остатков товаров без документов] не стоúт. Принято решение государства, которое нужно выполнять и уважать, — безапелляционно произнесла Ирина Бабаченок, директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики.
Анатолий Шумченко, глава общественного объединения «Перспектива», предостерег чиновников печальными последствиями для бизнеса и, как следствие, для государственной казны:
— Пустые боксы, закрытые торговые точки, пустые места... Эти фотографии нам присылают из всех областей: Могилев, Гомель, Витебск... Это характерно для всей страны. 1 марта предприниматели просто не смогут выйти на работу. Мы не просим ничего! Мы хотим платить государству деньги, налоги. Дайте нам работать!
Среди предложений предпринимателей, во-первых, возможность бессрочно продавать остатки несертифицированных товаров. Во-вторых, снизить ставки арендной платы, которая, по мнению «ипэшников», в Беларуси достигает космических масштабов.
Насчет первого пункта у представителей государственных органов нашлось немало возражений.
— Наш облисполком вносил предложение продлить реализацию остатков товаров без сопроводительных документов до 1 апреля 2016 года [бурные аплодисменты в зале — прим. Onliner.by]. С остатками надо что-то решать. Мы дважды предлагали. Но ведь установлены факты, когда под видом остатков ввозят новый товар. Возникает недоверие между нами. Я не отношу это к большинству, но есть среди вас такие люди, которые компрометируют предпринимательство, — вздохнул начальник управления развития предпринимательства комитета экономики Витебского облисполкома Александр Трофимов.
— Тогда промаркируйте наши остатки! Приклейте голограммы к каждой единице товара! Мы согласны на это, лишь бы иметь возможность продать товар. Давайте быть честными! — призвал Анатолий Шумченко.
Самым эмоциональным было выступление предпринимателя Светланы Калачовой из Гомеля. Она произносила слова со слезами на глазах. Судя по многочисленным аплодисментам, которые время от времени перебивали ее речь, люди в зале поддерживали Светлану:
— 1 марта — это край. Работать так мы не можем. Просто не выйдем на работу физически. Сейчас в стране очень тяжелая экономическая ситуация. На фоне этого безденежья нас фактически заставляют покинуть рабочие места. Я, как честный предприниматель, обзвонила шесть российских поставщиков, чтобы получить у них товар с документами. Пять из них бросили трубку, как только услышали, что я из Беларуси. Шестой выставил такую цену, что вместо 250 тысяч белорусских рублей за пижаму, например, мне придется выставлять 800 тысяч. Для кого эти цены? Я вас спрашиваю, господа чиновники! Да, у меня будут документы, будет накладная, но вопрос: кто это купит? Вы вообще знаете, какие зарплаты у нас люди получают? По полтора миллиона зарплаты в областях, между прочим. Для кого вы пишете свои документы? При этом вы говорите: «Проект обсуждению не подлежит». Ну как не подлежит?! Мы тоже ваш народ, не забывайте об этом!..
Вопросы предпринимателя из Гомеля так и повисли в воздухе до конца форума. Представители Министерства по налогам и сборам вообще не увидели в происходящем никаких поводов для волнения:
— Вам был дан достаточный переходный период, восьмимесячный. Не буду отрицать, некоторые ИП закрыты. Но часть из вас нашла способы, возможности и тех поставщиков, которые дадут документы. Достаточно предпринимателей, которые осуществляют ввоз товаров по документам, — тихо говорила в микрофон главный инспектор Министерства по налогам и сборам Татьяна Путрик.
«По левым документам ввозят! Вы же их не проверяли!» — раздались крики в зале. Предприниматель из Бобруйска Сергей Филипов даже озвучил конкретные цены за липовые документы: 500 российских рублей стоит накладная, печать — еще 300 рублей, 1000 рублей — сертификат, $500 нужно заплатить чиновнику, чтобы все прошло благополучно.
«Вы хотите, чтобы мы вывозили из страны деньги и отдавали их за левые, никому не нужные документы?» — задал риторический вопрос предприниматель.
Его поддержал коллега из Могилева: «Кто-нибудь из чиновников задавался вопросом, нужен ли нашему рабочему классу дорогой сертифицированный товар? Или ему нужен товар без документов, зато дешевый?»
К удивлению многих, со словами поддержки в адрес предпринимателей выступила начальник отдела предпринимательства Комитета экономики Мингорисполкома Ольга Леошко:
— Мы одними из первых высказали свою озабоченность тем, что к 1 марта ситуация будет только накаляться. «Остатки» каждый из вас ввозил, не надо лукавить. Но мы все равно были за продление сроков. Что касается высокой арендной платы... В начале февраля мы направили во все рынки и торговые центры Минска письма с просьбой не допустить повышения арендной платы. Завтра пройдет очередное совещание, и мы опять будем настойчиво рекомендовать собственникам снизить арендную плату, — пообещала представительница Мингорисполкома.
Предприниматели не увидели в обращениях чиновников надежды на изменение ситуации к лучшему. Общественное объединение «Перспектива» считает, что право бессрочно продавать остатки товаров жизненно необходимо. Как и упрощение сертификатов, актов закупки. Иначе малый бизнес в Беларуси прекратит свое существование. Первые последствия указа №222 станут очевидны уже через две недели.