С историей о внимательности и доверии в редакцию Onliner.by обратилась Татьяна. Летом она с мужем взяла кредит на потребительские нужды — обычный коммерческий кредит под относительно высокие проценты. В сентябре супруги поспешили вернуть долг досрочно, чтобы не платить высокие проценты — они начислялись равными долями за каждый месяц пользования деньгами банка. Расплатившись, как показалось, нужной суммой, Татьяна забыла о кредите. Но теперь выяснилось, что рано — банк не стал вычеркивать ее из списка клиентов. Чуть позже Татьяна решила «не усугублять отношения с банком», поэтому название учреждения мы вынуждены опустить.
— В сентябре мы пришли в банк и сказали сотруднице, что хотим полностью вернуть кредит, — рассказывает Татьяна. — Она ответила, что мы должны позвонить в колл-центр и узнать точную сумму долга перед банком. Что мы и сделали — сумма составила порядка 15 млн рублей. При оплате кассир сама перезвонила в колл-центр для уточнения суммы. Наши данные сошлись, деньги заплатили и с легкой душой поехали домой.
Следующим шагом стало расторжение договора страхования — это было обязательным условием оформления кредита. За время пользования кредитом Татьяна заплатила еще около 3 млн рублей страховки в «аккредитованной банком страховой компании» с похожим на банковское названием.
— Погасив кредит досрочно, мы обратились в эту страховую компанию с просьбой пересчитать взнос и вернуть часть денег. Через пару недель нам вернули остаток.
И вот 29 января супругам приходит SMS от банка: погасите задолженность по кредиту до 3 февраля 2015 года в сумме 1,7 млн рублей.
— Мы не поняли. Позвонили в колл-центр и услышали, что в сентябре недоплатили 400 рублей. Поэтому проценты по кредиту продолжали ежемесячно начисляться. На следующий день, — продолжает Татьяна, — мы с мужем отправились в ЦБУ, где брали кредит и там же его и погашали. Там работала та же девушка, которая и выдавала нам кредит, и помогала с его погашением. Она удивилась и сказала, что впервые с таким сталкивается. Предложила написать официальное обращение на имя руководителя. Но вступать в официальную переписку нам не очень хотелось — она могла затянуться, а нам бы это время влетело в копеечку из-за процентов.
Супруги отправились в головной офис, где смогли поговорить с начальником ЦБУ.
— Он сказал не волноваться, мол, был уже похожий случай, все разрешилось. А через несколько дней нам позвонили из кредитного отдела и объяснили, что мы по невнимательности недоплатили 400 рублей. И, собственно, все по-честному. Более того, нас успокоили, что в связи с новым постановлением уплаченные нами 15 млн были переведены в счет основного долга. Иначе списывались бы проценты с них, пока не закончатся деньги, — и через 2—3 года, когда проценты «съедят» эту сумму, мы стали бы счастливыми обладателями основного долга «чудо-банку» во второй раз.
«Как же нам выплатили страховой взнос, если кредит не был погашен?» — спросили мы. И получили ответ, что банк к страховой службе отношения не имеет (хотя в страховом договоре написано, что взнос возвращается только при погашении кредита). И извещать о задолженности должен только при сумме долга от 1 тыс. рублей. Каким документом эта сумма оговорена — мне непонятно.
Затем мы попали на прием к заместителю председателя правления банка. Он нашу историю выслушал, понял, но долг в 400 рублей, а вместе с ним и проценты на 1,7 млн никуда от этого не делись. Он сказал, что запись разговоров в колл-центре не ведется, поэтому узнать, кто прав и кто виноват, уже нельзя.
Татьяна оплатила долг по процентам и, по ее словам, рассказала свою историю только для того, чтобы другие кредитополучатели были внимательны и не попали в такую же ситуацию.
На просьбу Onliner.by прокомментировать ситуацию, в банке лаконично признали, что запись разговоров специалистов контакт-центра на самом деле не ведется, «в планах реализовать запись разговоров». А договор страхования заключается по добровольной программе и может быть закрыт независимо от действия кредитного договора.