Нарколог: «Даже алкоголь меньшее зло, чем корвалол. Из ста мужчин у пятидесяти возникает зависимость от него»

 
30 января 2015 в 9:35
Источник: Марина Зубович, «СБ». Фото: sb.by
Источник: Марина Зубович, «СБ». Фото: sb.by

Не вижу смысла ретушировать проблему: в Беларуси безуспешно борются с наркоманией особого вида — барбитуровой токсикоманией. Она возникает при злоупотреблении снотворными средствами, в частности, вероналом, барбамилом, фенобарбиталом, которые содержатся в валокордине и корвалоле. Проблему исследует «СБ».

Немаловажную роль играет цена вопроса: 2—3 тысячи рублей за флакончик корвалола — ничто в сравнении даже с дешевыми «чернилами». Но главное — никакой алкоголь не вызывает столь приятного, долгого и абсолютного отрешения от всех проблем.

«Корвалольщик» Гена, которого в БСМП на днях реанимировали уже в десятый раз, этого и не отрицает:

— Сколько бы я спирта ни выпил — так, как от корвалола, никогда не отпускает. Все уже «по барабану». Ты словно и есть, и нет.

На материальное положение Гена не жалуется, говорит, что трудится слесарем на СТО. Спиваться начал после тюрьмы, куда сел за кражу в особо крупном размере. Жена в конце концов не выдержала и ушла с ребенком. Гена с горя стал пить еще больше. Но водка боль не глушила... А корвалол однажды помог — товарищ предложил. Это было пару лет назад. Когда понял, что без него уже никак, было поздно. В реанимацию Гена попал после того, как взял с приятелем по 7—8, как он выражается, «фуриков» на каждого. 5 точно выпил. А потом все резко пропало...

— Много друзей-«корвалольщиков»?

— Почти все! Некоторые уже умерли. Недавно похоронил знакомую намного моложе меня.

А вот 38-летний «корвалольщик» Коля, назвавшийся одновременно звукорежиссером, электромонтером и системным администратором, считает, что в его зависимости виноват... доктор:

— Несколько лет назад я работал на вредном производстве, начал страдать бессонницей и обратился к участковому врачу. Тот отправил в психоневрологический диспансер, оттуда — в республиканский центр. Когда выписался, без таблеток уже не мог жить. И тут на них ввели рецепты! Стал спасаться корвалолом. Но быстро перестал чувствовать дозу... Вот сейчас в больнице не спал 5 суток. Как думаете, что выпью, когда выпишут? 

Так может, стоит наконец по примеру большинства стран отпускать подобные средства строго по рецепту? Одни врачи считают, что это не выход: у зависимых пойдут в ход органические растворители, стеклоомыватели и прочая гадость... А вот заведующий кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО доктор медицинских наук, профессор Роман Евсегнеев давно ратует именно за рецептурный подход:

— Как ни парадоксально прозвучит, но даже алкоголь — меньшее зло. Из 100 мужчин, пропускающих рюмку-другую, алкоголизм разовьется только у 6%, а из 100 любителей корвалола-валокордина до зависимости дело дойдет у половины! Барбитураты, вообще, сегодня — из разряда пещерного анахронизма. Почти полвека, как им на смену пришли транквилизаторы. Но их, заметьте, просто так в аптеке не купить, в стационаре списывается каждая таблетка. А настойки с фенобарбиталом — всегда пожалуйста! Хотя в современной медицине они применяются крайне редко, исключительно для лечения эпилепсии. В борьбе же с бессонницей, тревогой, раздражением не назначаются уже никогда и нигде! Почему тогда под маркой успокоительного продвигается настоящий наркотик?