Кто отдаст деньги? Менеджер турфирмы сбежал, а клиенты остались с носом

 
21 января 2015 в 16:28
Источник: Николай Козлович. Фото: Аркадий Соболев
Источник: Николай Козлович. Фото: Аркадий Соболев

В редакцию Onliner.by обратились минчане, которые утверждают, что их отпуск был сорван по вине сотрудника столичной турфирмы. Люди покупали путевки в центре туризма «Южный край», но в итоге никуда не поехали. Эта странная история уже получила резонанс в интернете: неужели потребители туристических услуг, обращаясь в белорусские фирмы, вообще не застрахованы от обмана?

История Алексея

— Вместе с девушкой мы решили съездить на несколько дней в Польшу, — начинает рассказ Алексей. — У нее уже была виза, а мне нужно было ее оформить. Поискал варианты в интернете, предложение «Южного края» устроило. С сотрудником компании, который представился Русланом, общался по Skype, который был официальным, контакты размещались на сайте организации.

С менеджером мы обговорили сроки, сумму. Он настаивал, что оплатить надо быстро. Мол, в автобусе осталось мало свободных мест. Ладно. 17 декабря я подъехал в офис фирмы и заключил договор с ООО «Центр туризма „Южный край“» в лице директора И. В. Шамалова. В договоре была указана сумма — €310 плюс туруслуга стоимостью 600 000 белорусских рублей. Стоимость оформления визы не значилась. Когда оплатил, чек мне выдали только на 600 тыс. рублей. Выехать в Краков мы были должны 15 января.

После этого с Русланом мы переписывались еще несколько раз. Последнее, о чем договорились: он перезвонит за два дня до поездки, чтобы уточнить окончательные нюансы. Но он не перезвонил, а его Skype был недоступен. Я набрал номер компании, где мне сообщили, что Руслан на больничном. Потом позвонил мужчина, представился Павлом — начальником отдела продаж — и рассказал о том, что «возникла очень серьезная проблема». Что, скорее всего, мы никуда не поедем и мне надо приехать в офис.

Павел пояснил: проблема — с менеджером Русланом, который работал на испытательном сроке, по договору подряда. Дескать, из денег, которые мы заплатили, он внес в кассу только 600 тыс., а вместе с валютой скрылся, и сейчас его ищут. Получается, сказали в турфирме, этот Руслан кинул и компанию, и клиентов, а все вопросы мне нужно решать с ним.

Меня этот ответ, конечно, не устроил. Я ведь заключал договор с туристической фирмой, с директором, а не с менеджером. Деньги передавались в офисе, был еще один сотрудник, который это видел. В ответ мне предложили написать заявление в РУВД. Единственное, что я смог у них выбить, — 600 тыс. рублей, пробитые в чеке.

— Вас не смутило, что суммы в евро в чеке не было?

— Сначала нет. Я ведь обратился в эту фирму не просто так. У них неплохие отзывы в интернете, есть опыт работы, находятся в центре города, а не в каком-нибудь подвале. Можно сказать, купился немного на их репутацию.

Я поехал в прокуратуру Центрального района, написал заявление, чтобы они провели проверку деятельности компании. Если деньги не вернут, буду обращаться в суд. В конце концов, это внутренние проблемы организации: контроль за поступлением средств, за сотрудниками и так далее. Обязательства передо мной не выполнены, и это факт.

Skype-переписка с менеджером, который оказался мошенником

История Татьяны

— Мы с подругой решили поехать в отпуск на Гоа. В связи с ограниченным бюджетом поездки искали недорогой тур с вылетом из Москвы в пределах $400 на человека и отправляли заявки во многие организации, указывая даты и желаемый бюджет.

С подругой связался менеджер «Южного края», представившийся Русланом. Он предложил курорт и цену, которые нас устраивали. Когда приехали в офис компании оплачивать тур, чека нам не дали. В договоре прописана оплаченная нами сумма — 10 602 000 белорусских рублей ($930 по внутреннему курсу фирмы — 11 400 рублей за доллар на день оплаты). Спрашивали несколько раз: «Вы точно не даете чеков?» Руслан говорил, что нет, аргументируя тем, что в договоре четко прописана сумма и это гарантия того, что фирма берет на себя все обязательства.

Деньги передали менеджеру, он пошел в кабинет директора и вернулся с уже подписанным и проштампованным договором. Когда пришел день подавать документы на визы, телефон Руслана оказался отключенным. Вскоре нас вызвали в офис и ошарашили: менеджер Руслан похитил деньги. Выяснилось, что тур вообще никто не бронировал.

В фирме нам предложили написать письмо на имя директора с объяснением ситуации, которое они после передадут в РУВД. А еще рекомендовали написать заявление под диктовку: о том, что мы просим возместить 2 млн рублей — ту сумму, которую Руслан якобы внес в кассу. Но почему два миллиона, если мы потратили больше десяти? Писать такое заявление отказались. В ответ услышали, что все вопросы о возврате остальной суммы (более 8 млн рублей) нужно задавать непосредственно пропавшему менеджеру. Дескать, если вступить с ним в интернет-переписку, то он все вернет, многие, мол, так и поступили. Разговор с сотрудниками был не очень приятный. Даже сожалений относительно того, что возникла такая ситуация, никто не высказал.

Я уже общалась с юристами. Они сказали: самая большая ошибка заключается в том, что у нас не было чека. Специалисты считают, что через суд мы сможем вернуть деньги. Но когда это будет? Через полгода? Год? И каким тогда будет курс белорусского рубля? Знаю, что от действий Руслана пострадали как минимум 11 человек по 5 заключенным договорам. Хотя не исключаю, что их больше, в турфирме список не оглашают. В милиции сказали, что уголовное дело пока не возбуждено, сейчас идет проверка.

* * *

Onliner.by обратился к сотрудникам турфирмы с вопросом: почему людям не хотят возвращать деньги? Официальный комментарий оказался коротким: «Никаких комментариев, пока дело не будет рассмотрено, а виновный не будет найден и наказан». Сотрудница «Южного края», представившаяся Евгенией, сообщила, что ситуация, которую описывают туристы, на 99% недостоверна, а публиковать недостоверную информацию не стоит. При этом в подробности этой недостоверности нас не посвятили.

Если граждане врут, то почему бы не сообщить об этом прилюдно?.. Тем временем люди, которые считают себя пострадавшими, покорно ждать разъяснений не собираются. Написаны заявления в прокуратуру, РУВД, другие контролирующие органы. Татьяна обратились в Минторг: «Прошу Министерство торговли осуществить контроль соблюдения OOO „Центр туризма «Южный край»“ законодательства в области оказания услуг и защиты прав потребителей. Прошу направить в адрес данной организации предписание о прекращении нарушений прав потребителя, а также применить в отношении OOO „Центр туризма «Южный край»“ иные возможные меры ответственности в связи с нарушением действующего законодательства в области оказания услуг и защиты прав потребителей, в том числе статьи 30 Закона Республики Беларусь „О защите прав потребителей“».

Татьяна также обратилась в Центральное РУВД с заявлением о привлечении виновных к уголовной ответственности. Onliner.by будет следить за развитием конфликта.

Комментарий адвоката

Ситуацию мы попросили прокомментировать юриста Сергея Зикрацкого:

— Очевидно, что в данной ситуации имеет место заключение договоров с туристической фирмой. Поэтому фирма должна выполнить взятые на себя обязательства. В случае их невыполнения потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной суммы. Ошибкой всех потребителей в данной ситуации было то, что они не потребовали выдачи чека. Чек в такой ситуации был бы очень серьезным доказательством уплаты соответствующей суммы. В то же время законодательство и практика по разрешению споров о защите прав потребителей исходит из того, что уплата суммы может подтверждаться и иными доказательствами. Учитывая, что договоры были заключены в письменной форме, такими доказательствами, кроме переписки, могут быть также и свидетельские показания. Несмотря на то, что в действиях сотрудника фирмы на самом деле усматривается мошенничество, потребители вправе предъявлять претензии именно к туристической фирме, которая и должна отвечать по обязательствам. Туристическая фирма, в свою очередь, может требовать уплаты этих сумм с виновного сотрудника в рамках уголовного или гражданского процесса.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by