Журналист Onliner.by Александр Тумар: копайте глубже, или Почему неграмотный проектировщик опаснее пьяного водителя

10 851
18 декабря 2014 в 8:30
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Журналист Onliner.by Александр Тумар: копайте глубже, или Почему неграмотный проектировщик опаснее пьяного водителя

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Александр Тумар — журналист Onliner.by, которому ежедневно приходится анализировать сводки ДТП по стране. За годы работы сделал определенные выводы, касающиеся причин и следствий большинства происходивших аварий. Уверен, что во многих трагических происшествиях надо искать не просто виноватого, а смотреть в суть проблемы – создать условия, при которых подобное ЧП больше не должно повториться. Об этом сегодняшняя колонка.
«Пьяный сбил пешехода», «из-за нетрезвого водителя погибла пассажирка», «автомобилист под действием алкоголя врезался в столб и погиб»... Такие происшествия всегда получают особый резонанс, потому что подвергаются резкому осуждению со стороны общества. Кажется, все беды на дороге — из-за пьянства. Это если почитать новости. Но взять статистику ГАИ — и окажется, что большинство аварий совершают абсолютно трезвые водители. А вот этому уделяется незаслуженно мало внимания, в отличие от «нетрезвых» ДТП.

Вот свежая статистика ГАИ: с начала года в Минске произошло 28 аварий по вине пьяных водителей, а всего — 680 учетных ДТП! То есть 652 происшествия совершены трезвыми участниками дорожного движения. Они отдавали себе отчет в своих действиях, некоторые осознанно или неосознанно рисковали, другие «просто не заметили». Но ведь так не скажешь, если почитать новости?

Неумышленно создан раздутый образ алкогольной проблемы. Именно неумышленно, потому что так сложилось естественным образом. Для ГАИ задержание пьяного водителя — это доказательство своей нужности, профессиональное оправдание необходимости дорожно-патрульной работы. Для журналистов — отличный информационный повод. Читателям остается повздыхать и в очередной раз задаться вопросом, «когда они уже перестанут пить за рулем».

У «обычных» же ДТП нет крючка, на который можно зацепить читательский интерес. Попасть на газетную полосу, в выпуск теленовостей или на сайт у таких происшествий ничтожные шансы, если нет неких особенных обстоятельств. Никого уже не трогает, что на деревенской дороге сбили велосипедиста, а на обочине трассы опять погиб пешеход.

В результате уже по инерции складывается необъективная картина. На пьяных сыплются все шишки. Кстати, оправданно. Они это заслужили. Но произошло смещение акцентов. Много сил, внимания и места в журналистских материалах уделяется нетрезвым водителям, а про реальные проблемы говорят не так часто.

Предсказываю реакцию: а что, теперь пьяных ловить не надо? Надо! Только бессмысленно пытаться полностью искоренить проблему, и это надо, увы, признать. По статистике в Европе около 10—15% учетных ДТП совершают водители в состоянии алкогольного опьянения. То есть «неадекваты» есть в любом обществе. В Минске их число удалось снизить до 4%! Это сделано благодаря титаническим усилиям, особенно если учесть нашу доступность алкоголя. В Беларуси, напомню, на 182 жителя в среднем приходится одна точка, торгующая алкоголем. В России один магазин с алкоголем на 500—800 человек, в Швеции — на 23 тыс., в Норвегии — на 30 тыс.

Но я о другом. Каждый день мы получаем сводки ГАИ. Самое частое происшествие и одновременно редко цитируемое СМИ: «Вечером водитель автомобиля, двигаясь на неосвещенном участке дороги по междугородней трассе, совершил наезд на пешехода, который шел по краю проезжей части. Пешеход был без световозвращающих элементов». Редко кто задается вопросом, почему он был без фликеров: не купил, не выдали, забыл дома? Если это аварийный участок дороги, то как оказалось, что он не освещен? Что вообще делал в позднее время на дороге пешеход? И зачем он шел по краю проезжей части?

Ответы на эти вопросы дают четкое представление, почему каждую неделю происходят такие случаи. Мужчина шел домой после работы, потому что подвоз персонала местным СПК не организован, а автобусы вечером уже не ходят. Фликер был, но маленький кругляш спрятался в полах одежды, и вообще, это не панацея. Пешеход находился на краю проезжей части, так как на обочине был снег, грязь, а тротуаров нет. Вопрос о необходимости установить световые опоры никто всерьез никогда не поднимал.

Причины почти каждого ДТП нужно искать в проектных решениях, говорят западные эксперты. Любая авария для них — ЧП. Они выезжают на место и детально анализируют, потом решают, какие меры принять, чтобы предотвратить такое в будущем. Как после любой авиакатастрофы запрещают полеты на определенного типа самолетах, так и в продвинутых странах Европы принимаются конкретные меры до выяснения всех обстоятельств. Вплоть до перекрытия движения.

У нас же следственные мероприятия проводятся исключительно между непосредственными участниками дорожного движения. Словно тот, кто свел их в одной точке, ни при чем. Я до сих пор считаю, что в аварии возле школы виноват не только водитель Porsche Cayenne. Что если «разрезать» площадь Бангалор, то на этом перекрестке произойдет всплеск аварий с пострадавшими (за последние годы ни одного учетного ДТП там не зафиксировано), так как скорости увеличатся и будет создан конфликт двух направлений. Что владелец дороги должен принимать участие в расследовании каждого происшествия и думать, как предотвратить подобные ДТП. Что ответственность проектировщика должна страховаться, а сам он — быть готовым отвечать за решения.