Шайба, клюшка, два банта: репортаж о девочке, которая играет в хоккей

 
12 630
09 декабря 2014 в 9:32
Источник: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Источник: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Два года назад Екатерина Никитина из Жлобина решила, что круче девушки хоккеиста может быть только девушка-хоккеистка, и вслед за старшим братом пришла в Ледовый дворец. Поскольку женских хоккейных команд в Жлобине не было, Катю оформили защитником в мальчишечью — «Металлург-2004». О том, как 12-летняя школьница осваивает игру для настоящих мужчин, читайте в нашем репортаже.

Тренировка у «Металлурга-2004» начинается в восемь вечера. Чтобы успеть (ведь до Ледового дворца на автобусе добираться без малого полчаса), Кате в очередной раз пришлось отпроситься в школе с последнего урока. Мальчики из ее команды поднимаются на второй этаж. Екатерине с ними не по пути. Раздевалка у нее не индивидуальная, но все-таки отдельная: руководство клуба выделило единственной девочке-игроку угол в «гардеробной» другой команды, которая к этому времени обычно уже заканчивает свои занятия.

Кстати, в этой самой команде тренируется старший брат Кати — Максим. Хоккеем он занимается уже восемь лет, говорит, что у него с ним все серьезно. Чтобы быть ближе к Ледовому дворцу и успевать посещать тренировки, перевелся даже в другую школу.

Увлечение сестры Максим поддерживает и искренне недоумевает, почему в Беларуси до сих пор хоккей остается игрой только для настоящих мужчин.

Обычно перед выходом на лед юных спортсменов ждет получасовая разминка до седьмого пота. Но сегодня по расписанию теоретическая подготовка.

«Достаем блокноты, записываем „Основные заповеди игры в хоккей“», — без лишних прелюдий начинает свою лекцию тренер «Металлурга-2004» Андрей Георгиевич.

У двоих хоккеистов конспекта при себе не оказалось. «Значит, отжиматься!» — командует наставник, и мальчики безропотно выходят из раздевалки.

Избежавшие наказания старательно конспектируют все, что диктует тренер. Делает он это со скоростью лектора курса секретарей-машинисток. Вдобавок обещает проверить ошибки. Одним словом, не забалуешь.

Как такие спартанские условия выдерживает неокрепшая девичья психика Екатерины, непонятно. Но судя по тому, что тренировки хоккеистка не бросает, такое положение дел ее устраивает.

«За Катю первое время переживал, — признается тренер. — Ведь, с одной стороны, в команде все равны, и послабления давать никому нельзя, а с другой — все-таки девчонка… Но потом присмотрелся: сильная, упертая, парням на тренировках спуску не дает! Плачет не от синяков, а только когда в четвертой пятерке оказывается».

Недавно в команде выбирали капитана. И у Кати, рассказывает Андрей Георгиевич, были все шансы возглавить дружину. Ответственная, серьезная, пользуется авторитетом в коллективе. Но мальчишки, конечно, перестраховались.

После лекции и те, кто писал, и те, кто все это время отжимался, переодеваются в хоккейную экипировку.

«Со шнурками разобралась, а вот косу заплетать до сих пор так и не научилась», — наблюдая за тем, как ловко Катя затягивает коньки, не удерживается от комментария мама. Но Екатерина лишь отмахивается, мол, все эти девичьи заморочки не для нее… Надевает краги, застегивает шлем и выходит на лед.

История знает примеры женской отваги на льду. Появившийся еще в конце XIX века женский хоккей как явление получил популярность в США, Канаде, Швеции, Швейцарии… Но любые попытки развить его в Беларуси неизменно терпели фиаско. Так, в 2008 году в Гродно была сформирована первая любительская женская сборная, просуществовавшая ровно один сезон. Через пару лет в Минске создали клуб «Пантера». Команда выступала в открытых чемпионатах Латвии, Австрии и еврокубках, но вскоре по финансовым причинам также оказалась «на скамейке запасных».

«Пока у наших хоккеисток есть будущее только в командах за рубежом. В России, к примеру, Катя вполне может сделать себе карьеру. Но все-таки я надеюсь, что к тому моменту у нас тоже что-нибудь сдвинется с мертвой точки. Не так давно женский хоккей ввели в олимпийскую программу. Обидно, что мы не можем выставить свою команду. Ведь и игроков хватает, и желание играть у девочек есть, и тренеры имеются», — рассуждает Андрей Георгиевич и признается, что когда-то он и сам горел идеей создания хоккейной сборной из бывших фигуристок. Они отлично катаются, а обучить игровым моментам — это уже дело техники. Но и его мечта уперлась в безнадежную безденежную реальность.

Призрачные перспективы белорусского женского хоккея не пугают родителей Екатерины. В увлечении дочери они видят свои плюсы.

«Пусть лучше так, чем шляется по улицам да за компьютерными играми глаза портит», — рассуждает мама Вероника. Но, разоткровенничавшись, по-женски признается, что надоел ей этот хоккей хуже горькой редьки. Ведь каждый день в любую погоду ей с дочерью на общественном транспорте приходится добираться из одного конца Жлобина в другой, потом два часа ждать Катю с тренировки, а затем снова идти на остановку. Часто порог дома юная хоккеистка с мамой переступают в одиннадцать вечера. С утра у Кати — домашнее задание, днем — школа, а после нее — снова тренировка. И так семь дней в неделю.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by