Уже завтра, 30 ноября, в Минске пройдет вручение самой престижной театральной награды — Национальной театральной премии — 2014. Леди и джентльмены наденут, как того требует дресс-код, роскошные вечерние наряды, а в каминном зале Купаловского будет разноситься звон бокалов. Пока же в главном драматическом театре страны немноголюдно. Идут последние приготовления. Воспользовавшись моментом, генеральный партнер Премии (компания velcom) пригласил журналистов Onliner.by и немногочисленных блогеров на экскурсию по закулисью Купаловского театра и театра кукол. Кукольный театр был выбран неслучайно — там играют не менее талантливые артисты. Просто делать это им приходится на старенькой сцене и с видавшим виды реквизитом. О дорогих ложах, высоких гостях и борьбе за выживание читайте в репортаже Onliner.by.
Если вы думаете, что Белорусский государственный театр кукол может быть интересен только детям, то вы глубоко ошибаетесь. В его репертуаре есть 5 спектаклей для взрослых, включая «легкоэротическую» пьесу «Тартюф». Во всей обстановке театра чувствуется горечь малобюджетности и при этом какая-то искренняя душевность.
Дешевенький линолеум и граненый стакан вместо стопки пластиковых рядом с кулером компенсируются одухотворенными лицами сотрудников.
«Все, что взбредет в голову творцам, я должен сделать здесь. Нет ничего такого, чего я не могу сделать из дерева! У нас тут настоящая фабрика на двадцати квадратных метрах», — смеется единственный работник столярной мастерской.
«Вот классические тростевые куклы, а вот новые куклы из поролона для „Тартюфа“. А здесь большие маски. Хотите, сниму и покажу?» — с энтузиазмом проводит нас по своим владениям заведующая хранилищем игрушек.
Все куклы, которые участвуют в спектаклях (всего в кукольном около 20 постановок), изготавливаются руками лишь двоих человек. Они и есть штат бутафорской мастерской. Рядом находится пошивочный цех, этажом выше — четыре одинаковые простенькие гримерки, где за каждым актером закреплено свое место. Костюмерная, малюсенькая художественная мастерская, хранилище списанных кукол и музей театра — вот, пожалуй, и все скромное театральное хозяйство.
«Наш очередной режиссер выиграл конкурс и уезжает работать в пермский театр, — не без горечи рассказывает заместитель директора Владимир Галай. — Почему люди бегут из театра? Да потому что в той же Перми зарплата будет в пять раз больше. А у режиссера семья, дети...»
Средняя зарплата в театре кукол — 3,5—3,7 миллиона. Неудивительно, что в труппе постоянный недобор артистов.
«Билеты на наши спектакли стоят до 50 000, хотя министерство разрешает поднять ценник до 100 000 и выше. Но мы не делаем этого. Один раз попробовали — и народ не пошел. Наши зрители привыкли к гуманным ценам, поэтому мы не будем их повышать», — объясняет Владимир Галай.
Что самое невероятное, несмотря на все эти материальные трудности, театр кукол из года в год ставит блестящие спектакли и выигрывает серьезные международные конкурсы. Люди, которые так преданы своему делу, так безоглядно влюблены в сцену, не могут не вызывать уважения. Итак, кто еще не захотел сходить на премьерного «Тартюфа»?
***
В Национальном академическом театре Янки Купалы все выглядит иначе. Уже с порога нам объясняют, что здесь все «как в Версале» и что «ведущему драматическому театру страны приходится принимать большое количество высокопоставленных персон». Впервые журналистам показали комнату для приема VIP- гостей: ковры, портьеры, люстры, статуэтки… Первую запись в книге почетных гостей в день открытия театра после реконструкции оставил президент.
Сами работники признаются, что у них «достаточно богатое хозяйство». Действительно, сцена, зрительный зал, ложи, арт-фойе, отдельная комната для курения, гримерный и ревизорский цеха, костюмерная, каминный зал для отдыха зрителей, буфет — все это представляет разительный контраст с «начинкой» кукольного театра.
«Сейчас у нас в каждом помещении работают аудиотрансляторы. Это значит, что, когда идет спектакль, на аудиоуровне каждый сотрудник понимает, что происходит на сцене. Со временем у нас появится и видеотрансляция», — объясняет администратор.
Зрительный зал рассчитан на 338 посадочных мест. Самые дешевые билеты на балкон стоят 40 000 рублей, самые дорогие в партер на премьерные спектакли — около 340 000.
«Сцена в театре — это „намоленное“ место, своего рода алтарь. Чужих туда не пускают, да и своих без необходимости тоже. Поэтому, господа журналисты, соблюдайте правила хорошего тона, не подымайтесь на сцену, — просит администратор. — К слову, наша сцена — одна из лучших в стране в плане объема».
«Одно из самых красивых помещений Купаловского театра — каминный зал. Здесь отдыхают зрители до начала спектакля и во время антрактов, а также проходят мероприятия высокого уровня, в том числе с участием президента», — продолжает экскурсию администратор.
«Мы мечтаем, чтобы наши посетители своим внешним видом соответствовали нарядной обстановке театра. Есть, конечно, настоящие театралы, которые надевают вечерние наряды и даже берут с собой сменную обувь, но таких очень мало. По правилам мы имеем право не пускать зрителей в шортах, шлепанцах, майках, купальниках и спортивных штанах. Но как быть с теми, кто приходит в джинсах? Дресс-код зрителей — это очень большая наша печаль», — сетует работница Купаловского.
После реконструкции осталось много вопросов о том, насколько главный драматический театр страны действительно приблизился к своему первоначальному историческому облику. Не все минчане приняли новый облик Купаловского. В любом случае, он выглядит ухоженным в отличие от множества остальных артистических обителей. Но если присмотреться внимательнее — суть та же.
«Ни один театр в мире не может быть финансово выгодным. Не для того они существуют. Пока что 60% финансирования нам дает государство, а 40% — это наши собственные заработки. В скором времени нас собираются лишить госфинансирования, и что будет тогда, непонятно. Заработки и сейчас копеечные — 3—3,5 миллиона. Что и говорить, здесь невозможно работать без любви к театру», — признается администратор.
Правда в том, что зрители ходят в Купаловский не из-за нового здания, пафосных люстр и массивных портьер, а потому что у них по-настоящему талантливая труппа. Бренд этого театра — спектакль «Паўлінка» — идет на сцене вот уже 70 (!) лет. Разве нужны другие доказательства?
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by