Журналист Onliner.by Николай Козлович: попытки убедить белорусов не ездить за туалетной бумагой в Белосток обречены на провал

7472
24 ноября 2014 в 8:30
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Журналист Onliner.by Николай Козлович: попытки убедить белорусов не ездить за туалетной бумагой в Белосток обречены на провал

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Николай Козлович — журналист Onliner.by. В многочисленных командировках по стране и за рубежом наблюдает за соотечественниками, а после делится своими впечатлениями с читателями. На этот раз речь пойдет о патриотизме… через призму туалетной бумаги.
За три последних года я видел земляков, покупающих туалетную бумагу на рынках Смоленска, Вильнюса, Белостока. И даже из IKEA в Варшаве один мужик волочил с собой большую упаковку. Сначала было за них неловко. Потом я долго гадал, в чем секрет копеечной экономии. И вот недавно сам приобрел польский трехслойный ароматизированный рулон — этот парадоксальный символ заграничного шопинга. Вдохнул ароматы персика и задумался о патриотизме.

Чуть больше года назад, в сентябре 2013-го, президент Лукашенко крепко встряхнул страну, заявив о пошлине в $100 на выезд за границу: «Тогда он придет в наш магазин и купит наш холодильник, а не будет тащить из Евросоюза барахло неизвестно какого производства. А они там будут сидеть потирать руки — $3 млрд вывезли им туда денег, у них развивается торговля, производство, а мы барахтаемся здесь, как дураки».

В ноябре 2014-го речь шла о том же, но в другой форме: «Какие вы будете искать методы и пути (а их море), чтобы поддержать отечественного производителя, это ваш вопрос. Но буквально с завтрашнего дня Министерство торговли, губернаторы и мэр Минска вместе с председателем ГТК примите самые решительные меры по защите собственного товаропроизводителя, начиная от торговли и заканчивая таможенной границей».

И глава таможни, и «мэр» новые — значит, будут действовать решительно. Но я о другом. Между двумя президентскими цитатами — ворох выступлений от чинов поменьше, которые сводятся к старой пластинке. А именно: покупка товаров белорусского производства (да пускай и импортного — но здесь, в РБ) — есть акт проявления патриотизма. Пожалуй, высший акт. Ведь национальная идея в молодом белорусском государстве не придумана. А раз смысл существования нации, ее идеология не формализованы, остается пропагандировать самую примитивную форму патриотизма — потребительскую.

Поддержка отечественного производителя — тоже способ проявления любви к родине, поет телевизор последние 15 лет. Но патриоту мало любви, он должен жертвовать. Качеством, деньгами, нервами — во имя высшей цели. У государства, экономика которого размодернизировалась-разрядилась, как старая советская батарейка «Крона», есть основания просить белорусов на такие жертвы идти. А что ему еще остается?

Я не против быть патриотом. Признаюсь честно, пытался много раз. Однажды я даже объехал три хозмага в поисках белорусского шпателя. Был искренне солидарен с премьером Мясниковичем, возмущенным засилием китайской и российской дребедени. Но я так и не нашел в Минске шпатель белорусский, пускай даже зэками на зоне собранный. Кусок железа с пластиковой ручкой, который купил, сделали в России.

Что у меня есть белорусского? Джинсы купил в Польше, ботинки, дрянные кстати, там же. Рубашка из немецкого аутлета, часы китайские, носками запасся в «Акрополисе» на год вперед. Зимняя куртка из «галереи Бялы». Шапка из «Альфы». Стандартно-европейское барахло, как и у вас, наверное. Специально «на закупы» не езжу, с радостью не тратил бы в отпуске время на шопинг, но там ведь дешевле, чем здесь. С точки зрения государства, обиженного на белоруса — «вывозителя» валюты, патриотом я не являюсь. А для своей семьи — самый настоящий патриот, ведь я экономлю семейный бюджет.

Проблема всегда одна — только герои блокбастеров идут на жертву ради спасения вселенной. Так называемое социальное государство для обычного белоруса столь же абстрактно, как черная дыра в фильме режиссера Нолана. Именно поэтому большинство из нас предпочитают плакатному патриотизму локальный — эгоистический, если хотите. Когда я копаю землю под огород на родительском участке под Минском, я истинный патриот своей земли. Бездумным патриотом «Белкоопсоюза», этой черной дыры, прежний глава которой попался на взятке в полмиллиона, я быть не готов. То же с «Горизонтом», «Атлантом» и иже с ними. Простите.

Потребительский патриотизм не насадишь лозунгами, только фактами, качеством, ценой. А развеять его в дым, в молекулы элементарно. Вот парень покупает джинсы в белорусском бутике на распродаже и дома видит, что за пару дней до скидок они стоили дешевле, чем во время акции. Парню объясняют, что все по плану, обычная переоценка, но на белорусскую распродажу в следующий раз он не пойдет. Сядет на автобус и повезет свои доллары капиталистам. Купит там и трехслойный персиковый рулон. А «дураки» продолжат «барахтаться», злиться и обижаться.

…Когда на рынках Белостока, Смоленска, Вильнюса я вижу белорусов, покупающих туалетную бумагу, мне больше не хочется улыбаться. Это грустный знак для страны, да и глобальное расхождение патриотизма личного и государственного ведет в тупик.

Зато суть неоформленной идеологами национальной идеи и идеи, идущей от нас, народа, теперь совпадает. Если коротко: каждый сам за себя.