Эксперимент Onliner.by: отправляемся в магазины в поисках бесплатной упаковки

 
05 ноября 2014 в 8:30
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

После публикации материала коллег на нашем форуме появились десятки сообщений о том, как белорусы с радужными мыслями пошли в магазин и попросили бесплатные пакеты, а там их обухом вернули на грешную землю. Очевидно, что покупатели запутались: должен им кто-то или нет? Чтобы расставить все точки над «i», мы разобрались в законе, после чего посетили полтора десятка магазинов в поисках бесплатной упаковки.

Возможно, во всем виновата генетика. Советская торговля так долго издевалась над своими покупателями, что те передали ген мести своим потомкам. Чем еще объяснить факт, что один пункт новых правил торговли так взволновал белорусов? «Мне не жалко 100 рублей, но вы мне должны по закону», — таков лейтмотив борцов за бесплатную упаковку.

Оружие принципиальных покупателей — это 25-й пункт постановления Совета министров №703. Перед тем как проявлять принципиальность, ознакомьтесь. Исходя из содержания жалоб, многие упускают важную вещь: никто не должен вам бесплатных пакетов, вам должны бесплатно упаковать так, как магазин посчитает возможным. Иногда это пакет (обычно небольшой и тонкий), реже — кусок бумаги. То есть удобной упаковка в 9 случаях из 10 не будет.

Даже авторы правил признают: вопрос бесплатной упаковки не всегда прост. Можно ли передать покупателю воздушное пирожное «Корзиночка» на листочке бумаги? Говорят, можно. Тогда почему на ладошку покупателя, покрытую этим же коричневым листом грубой бумаги, нельзя положить колбасу? Говорят, нельзя.

— Понапридумывают наверху дурацких правил, — рассказала продавщица одного из посещенных магазинов, — а нам потом премии из-за этих пакетов урезают. И без того зарплаты небольшие.

«Столичный»

Магазин закрывался на реконструкцию при одних начальниках, а открывался при других. Сегодня «Столичный» принадлежит ЦУМу и позиционирует себя как витрина отечественной продукции и продукции собственного производства. Здесь довольно большой отдел полуфабрикатов, кулинарии и собственной выпечки. Бесплатные пакеты находятся в свободном доступе по всему магазину.

Перед упаковкой салатов, пирожных или чебуреков продавцы уточняют: пакет или контейнер? Контейнеры — за деньги.

Просим положить слоеный салат из селедки со свеклой в бесплатный пакет. Возможно, в контейнере салат сохранился бы лучше. Решать вам.

Сотрудники ЦУМа настолько предупредительны, что включили контейнер даже в состав желе.

Классическая ситуация с пирожными. По закону упаковка должна быть включена в стоимость пирожных и тортов, но только заводского производства. На просьбу упаковать корзиночку с белковым кремом продавщица безальтернативно предложила контейнер за 3 тыс. рублей.

— Корзиночка стоит 6 тыс. и еще 3 тыс. за упаковку. Нам дорого.

— Нет, ну я, конечно, могу положить ее в пакетик, но она же вся там размажется… — участливо произнесла продавщица.

Историю с салатом решили не повторять.

«Океан»

Бывший главный рыбный магазин столицы изначально расставляет флажки между правами и обязанностями. Возле каждого отдела в магазине, на весах и на стойках с пакетами висят таблички с ценой упаковки.

В магазине огромное количество расфасованного товара с аккуратно указанной ценой пакетов.

В самом пахучем отделе с рыбным ассортиментом любую покупку хорошо бы упаковать не в один, а в два пакета. Но за каждый с вас возьмут по 300—350 рублей. Просьбе о бесплатной упаковке девушка за прилавком удивилась. Хотела было помочь, но так и не нашла, во что бы такое надежное завернуть сочащиеся кусочки.

«Тропинка»

В небольшом магазине формата «у дома» будто совсем недавно появились бесплатные пакеты. Со стоек с пакетами ценники поубирали, но на самих продуктах остались предупреждающие надписи об отдельной от цены товара стоимости упаковки.

По умолчанию большинство продуктов на развес было упаковано в стрейч-пленку. Но нашу просьбу положить фрукты в пакет удовлетворили. Денег за упаковку не взяли.

«Алми»

Похожая ситуация в «Алми», где еще недавно пакеты с логотипом магазина продавались рублей по 150. Сейчас они ничего не стоят.

На полке стоит печенье в контейнерах.

— Бесплатные или отдельно платить? — спрашиваем у продавца.

— Это заводское производство. Мы их получаем в таком виде, поэтому стоимость контейнера включена в цену товара.

«Корона»

Несомненный лидер отрасли по бесплатным пакетам. Тестируем на те же контейнеры.

— Добрый день. Пересыпьте вот эти сухарики из контейнера в бесплатный пакет: нам не хотелось бы платить за упаковку.

Продавец без радости, но и без надменного сочувствия исполняет нашу просьбу.

— Это ваше право.

Preston

Завершаем историю с перекладыванием в магазине Preston. Здесь тоже бесплатные небольшие пакеты и дорогие пакеты-майки. Но еще любопытнее, что в магазине давно взяли за моду упаковывать в контейнеры конфеты. Стоимость упаковки — 2400 рублей. Оно нам надо? Берем контейнер, идем к продавцам.

— Добрый день. Пересыпьте, пожалуйста, конфеты в бесплатный пакет.

Молча девушка отрывает стикер, открывает контейнер (как известно, они часто ломаются) и пересыпает в пакет. Похоже, что я в ее глазах неудачник.

«Гиппо» и «Соседи»

В «Гиппо» с пакетами все хорошо. Магазин ждет вас с деньгами и готов дарить за это хорошие, прочные пакеты.

Пакеты в «Соседях» потоньше, но сгодятся.

«Рублевский», «Евроопт» и «Первомайский»

В этих магазинах запутанная ситуация с пакетами. На стойках с ценником лежат рулоны брендированных пакетов — это за деньги. А рядышком (или ниже) — рулоны с пакетами из тоненького целлофана — это даром.

Особенно коварен «Рублевский». Здесь похожие пакеты (они могут быть сколь угодно разных размеров, но, когда лежат в рулонах, выглядят совершенно одинаково) отдаются бесплатно, за 350 и за 700 рублей.

А если моя покупка не помещается в маленький бесплатный пакетик?

— Мы можем положить вам яблоки или салат в два пакета, — нашла выход вежливая сотрудница «Первомайского».

«Виталюр»

Упаковочные пакеты в сети отдаются бесплатно, но в чеке пробиваются по 0 рублей — так в базе данных легко контролировать остатки и закупки упаковки. Интересно, почему другие магазины так не делают?

Выше речь шла в основном о сетевых магазинах. Поэтому перед оставшимися двумя поделимся промежуточным выводом. Государственное регулирование постоянно сообщает о проверках и нарушениях в сетевых магазинах. Между тем там с бесплатными пакетами и сервисом все на голову выше, чем в большинстве охраняемых от «сетевого захвата» бывших госторгов.

«Белорусочка»

Над входом гордо реет флаг, в оформлении национальный орнамент. Обычно в таких магазинах все хорошо с долей отечественных товаров и… долей отечественного сервиса. Подходим к витрине с пирожными.

— Добрый день. Пожалуйста, два заварных.

Продавщица берет пакет в руки.

— Извините, это бесплатная упаковка?

— 100 рублей.

— Мы не готовы платить за пакет.

— Тогда вам могу предложить только кусок бумаги.

— Ок. А если мы захотим купить килограмм яблок?

Пауза.

— В карман можно насыпать.

«Златка»

Второй ад для любителей бесплатной упаковки находится неподалеку — магазин «Златка». Обычные пакеты здесь продают по 350 рублей. На каждой стойке с рулоном пакетов честно повешен соответствующий ценник.

Для начала просим отрезать колбасы. Продавщица без лишних вопросов и предупреждений берет в руки пакет.

— Стоит денег?

— Да, рублей 100.

— Не хотим. Упакуйте во что-нибудь бесплатно. Давайте хотя бы в пленку, — подсказываю продавщице, потому что она стоит с растерянным видом.

Рядом витрина с развесными конфетами.

— Извините, я хочу купить конфет, но не готов платить за ваш пакет. Есть варианты другой упаковки? — спрашиваю у продавщиц, плотно стоящих неподалеку. Они непонимающе улыбаются, мол, как это… Предлагаю насыпать в бумажный кулек. Говорят, его нет. На помощь коллегам приходит женщина из категории «заведующих».

— Что значит «упакуйте»? — таким же тоном обычно произносят знаменитые «вас много, а я одна» или «у меня не десять рук» — мне самому стало неловко за свою наглость. — У нас платные пакеты. Не хотите — не покупайте. Предприятие так решило, я что, из своего кармана буду вам пакет покупать?

Дальше можно было просить книгу, чтобы предложить магазину переучить своих сотрудников хотя бы клиентскому общению, но это уже тема для другого материала.

Резюме

Очевидно, что четко сформулированный пункт о бесплатной упаковке подтолкнул магазины к изменениям. Ничто не мешает продавать пакеты. В конце концов, в будущем нам еще предстоит учиться «зеленому» образу жизни. Но рулон дешевых тонких пакетов стоит не так дорого, чтобы тратить время и нервы покупателей и продавцов.

При этом многие продолжают смотреть на просящего бесплатную упаковку как на юродивого (кстати, догадайтесь, как будет реагировать очередь, если вы начнете конфликтовать на кассе по поводу пакетов). «Красная» торговля еще живее всех живых, поэтому обижаться на нее — то же самое, что дуться на ветер. Всему свое время.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by