Мужчина в женском бизнесе: немного правды о сетевом маркетинге

 
19 сентября 2014 в 8:30
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Влад Борисевич
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Влад Борисевич

Полтора месяца назад в Минске официально открылся филиал американской компании Mary Kay, а в начале сентября во Дворце республики устроили праздник, где все желающие могли ознакомиться с продукцией этой марки. Как говорится, не прошло и 50 лет, как крупный косметический бренд пришел в нашу страну. Но нас заинтересовал не сам факт, что компания будет развиваться у нас в стране. Onliner.by поговорил с директором международного отделения компании в Беларуси Степаном Говоровым, который приехал в Минск из Москвы, о его карьере в сфере прямых продаж, отношении людей к сетевому маркетингу и специфике белорусского рынка продаж.

— До этого я 18 лет работал в российском отделении. Начинал я рядовым сотрудником склада в 1996 году. В газете увидел объявление, что требуются работники для иностранной компании. Я тогда не понимал, что такое прямые продажи. Прошел два собеседования, и меня взяли. В эти годы экономика в стране была нестабильная, поэтому я воспринимал эту работу как временную. Был уверен, что пробуду два-три месяца и уйду, так как хотелось более серьезной работы. Склад находился на другом конце города от моего дома, и до работы я добирался полтора часа. По минским меркам это много, по московским — нет. Тогда мне было 23 года. Моя работа заключалась в приеме и просчете продукции, которая пришла на склад, ее размещении и комплектации, — рассказывает Степан. — Но все изменилось, во многом благодаря отношениям в коллективе. Коллеги поспособствовали тому, чтобы я стал изучать что-то новое. Тогда компьютерные технологии только появлялись, а навыков обращения с компьютерами у меня не было, я стал учиться. Увидев интерес, коллеги стали помогать мне осваивать новые технологии. Затем меня перевели в отдел доставки, где я занимался координированием направлений по доставке заказов независимым консультантам по красоте. Я прошел много ступеней в карьерной лестнице в разных областях. Так постепенно вырос до директора складской логистики, а потом до директора регионального развития.

Каждые три-пять лет в карьере Степана что-то менялось, его переводили и повышали. И каждый раз работа была для него чем-то новым. Высшее экономическое образование, которое он получил в Пермском государственном техническом университете, ему очень пригодилось.

— У нас был долгий подготовительный процесс по открытию филиала в Минске. Заняться этим предложили мне, потому что у меня уже был опыт открытия филиалов в России и Армении.

— Действительно долгий. О бренде Mary Kay в Беларуси узнали лет 15—17 назад…

— Как и любая крупная компания, когда она выходит на новый рынок, мы оценивали в первую очередь местный потенциал. Сегодня компания работает более чем в 35 странах, и независимых консультантов по красоте насчитывается более 3 млн. Для открытия филиала нужно было проделать большую подготовительную работу: изыскать ресурсы, найти помещение, собрать и подписать все документы — а это процесс небыстрый. Не скажу, что на этапе подготовки мы столкнулись с какими-то сложностями. Единственное, что хочется отметить: мы не ожидали такой поддержки со стороны потенциальных партнеров, с которыми я встречался в Минске. Мне попадались очень хорошие и отзывчивые люди, — объясняет Степан. — В целом же на белорусском рынке продаж есть услуги, которые находятся в стадии развития. Например, мало компаний, которые предоставляли бы полный пакет услуги по хранению и обработке продукции, узок рынок курьерской доставки. Так как мы доставляем нашим консультантам по красоте продукцию на домашний адрес, так сказать, «из рук в руки», то столкнулись с ситуациями, которые на российском рынке решены уже несколько лет назад. Сейчас транспортным и курьерским службам приходится менять свою структуру, подстраиваясь под нас. И самое приятное, что руководство этих компаний заинтересовано в повышении качества их услуг.

— А какой план у Mary Kay в Беларуси?

— Конечно, как и в любом бизнесе, у нас есть целевые показатели. И первый результат нас удивил: мы получили цифры на порядок выше, чем рассчитывали. Поэтому у нас сейчас стоит задача перестроить наши внутренние процессы, чтобы удовлетворить тот объем, который есть на белорусском рынке.

— Но вы же понимаете, что у нас в стране есть компании такого же плана. Причем не одна, а уже десяток, наверное, наберется. Да и свои косметические компании у нас есть: «Витэкс», «Белита», «Модум»…

— Чем больше выбор, тем лучше. Изобилие лучше, чем отсутствие выбора. Я за здоровую конкуренцию.

— А почему у населения Беларуси сложилось предвзятое отношение к сетевому маркетингу? Вы задумывались об этом?

— Возможно, потому, что люди путают пирамидные схемы и сетевой маркетинг, в котором недостаточно просто привлечь людей, нужно создать свой бизнес. Потому что есть компании, которые платят вознаграждение за новых клиентов, не обращая внимания на объемы продаж продукции.

Перед тем как приступить к открытию филиала, мы провели анализ востребованности канала прямых продаж. И исходя из этих результатов и первого месяца работы в Беларуси могу уверенно сказать, что здесь нет негативного отношения к сетевому маркетингу и прямым продажам. У нас в компании есть золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Я считаю, что если ко всему в жизни подходить с таким правилом, то ты обречен на успех.

— Как вам работается в женской компании? Ведь многие считают, что сетевой маркетинг не дело для мужчин.

— В компании работают как мужчины, так и женщины. И они профессионалы в своих областях. Поэтому я бы не говорил так однозначно, что это женский бизнес. Моя задача — наладить управление по поддержке и помощи развитию бизнеса независимых консультантов по красоте. И как бы пафосно это ни звучало, но миссия компании — улучшать жизнь женщин во всем мире. И принимая решение о переезде в Минск, я понял, что могу хоть чуть-чуть улучшить жизнь белорусок.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by