Эпидемиолог Вероника Шиманович: люди, идущие на поводу шарлатанов и отказывающиеся от прививок, подвергают опасности жизнь свою и окружающих

27 884
15 сентября 2014 в 8:30
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Эпидемиолог Вероника Шиманович: люди, идущие на поводу шарлатанов и отказывающиеся от прививок, подвергают опасности жизнь свою и окружающих

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Вероника Шиманович — заместитель директора по научной работе Республиканского научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии. В сфере иммунопрофилактики работает уже более 20 лет.
Первые плановые прививки в Беларуси начали делать в 1957 году — против дифтерии, столбняка и коклюша. На сегодняшний день у нас уже лет пять не было ни одного случая дифтерии, столбняка, коклюш наблюдается в единичных случаях. Следующая прививка, которая была внедрена, — от полиомиелита. Последний случай заболевания зарегистрирован в середине 60-х годов прошлого века. При этом в странах Африки и Ближнего Востока, где привиты не все, эта инфекция сегодня продолжает распространяться, дети умирают, становятся инвалидами.

Так называемая иммунная прослойка, которую мы создаем вот уже более полувека, по всем инфекциям достаточно высокая и вызывает у нас, эпидемиологов, обоснованное чувство гордости. Если сравнивать с Европой, то по охвату вакцинацией, к примеру, против гриппа с нами могут сравниться только Нидерланды.

У этой медали есть оборотная сторона. Люди начали забывать об опасности, задаются вопросом: «Зачем прививаться?» Конечно, если бы в Беларуси бушевали вспышки дифтерии, полиомиелита, уверяю вас, мамы, которые сейчас разглагольствуют о том, стоит прививать своего ребенка или нет, уже давно бы дрались за место в очереди за вакциной. В качестве примера — непростая ситуация с пандемическим гриппом, которую мы наблюдали не так давно. Как только в новостях начали говорить о заразившихся и умерших, нам сразу начали звонить: «Где вакцина? Как привиться?»

Так вот, «сомневающиеся» мамы ставят под угрозу здоровье, будущее и жизнь своих детей. Непривитый ребенок, выехавший в Западную Европу, находится в группе повышенного риска. Примеров множество, к нам приезжали дети из Чехии и привозили эпидемический паротит. Из Турции, Таиланда, Египта регулярно осенью привозят вирусный гепатит А, при нахождении в стационаре, лечении зубов передается гепатит B, которым взрослые также могут заразиться половым путем. При этом он может заканчиваться гепатоцеллюлярным раком, и вакцина против него была первой, направленной на профилактику этого страшного заболевания.

В 90-х годах прошлого века в России получило большое распространение мнение доктора биологических наук Галины Червонской о том, что вакцинация не дает необходимого эффекта и даже вредна. Стоит отметить, что Галина Петровна не является доктором медицины, она лишь биолог и позицию свою освещает достаточно однобоко. Мода на отказ от прививок от дифтерии, последовавшая после ее выступлений, не заставила ждать «результатов». В середине 90-х годов несколько стран на постсоветском пространстве, в том числе Россия и Беларусь, пережили эпидемию дифтерии. Были в том числе и летальные случаи среди детей.

Также некоторые белорусы с сомнением относятся к вакцинации от гриппа, которая, кстати, начнется уже на следующей неделе. Могу сказать с уверенностью: очень зря. Вакцина точно эффективна в 70% случаев, но даже если вы попадете в оставшиеся 30%, заболевание будет проходить значительно легче.

Мы занимаемся наукой и серьезно относимся к каждому заявлению, проверяем каждый «тревожный звонок». Причем проходит это не только на «местном», белорусском уровне, но и на уровне Всемирной организации здравоохранения. Все случаи якобы негативного влияния иммунизации на организм человека изучаются. И могу сказать, что на каждое не подкрепленное научными данными высказывание сторонников отказа от прививок у нас есть аргументированный, обоснованный ответ. Проходить вакцинацию надо — и точка. Вы живете в просвещенный XXI век, не скатывайтесь в Средневековье, отказываясь от научно доказанных фактов.