Встреча на высшем уровне: в Литве показывают белорусскую коллекцию художников Парижской школы

 
3734
12 сентября 2014 в 12:04
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев

Теперь в Вильнюс можно смело ехать не только за покупками — в «Акрополис», «Озас», «Икею» или на концерт больших звезд в «Сименс-Арену», но и чтобы прикоснуться к высокому и прекрасному белорусскому искусству. Вчера вечером в Вильнюсской картинной галерее открылась уникальная выставка «Художественный зигзаг: Париж — Минск — Вильнюс». В литовскую столицу привезли 69 работ белорусских мастеров Парижской школы, где экспозиция пробудет до 9 ноября. К слову, эта выставка впервые покинула территорию Беларуси. Onliner.by съездил на открытие, чтобы посмотреть, как принимают наше искусство в Европейском союзе.

Два года назад эта выставка в Минске наделала много шума и вызвала ажиотаж даже среди тех, кто мало интересуется искусством. Весь мир знает имена представленных там художников, а тем, кому они неизвестны, стоит задуматься, что они знают о белорусских мастерах и об их уникальных работах. Живописные, скульптурные и графические работы Марка Шагала, Хаима Сутина, Пинхуса Кременя, Михаила Кикоина, Осипа Любича, Осипа Цадкина и Шраги Царфина и других авторов, которые сейчас выставлены в Вильнюсе, принадлежат «Белгазпромбанку», Национальному художественному музею Беларуси и частным коллекционерам. И что немаловажно, корпоративная коллекция банка признана самым крупным собранием работ экспрессионистов Парижской школы не только в Беларуси, но в Центральной и Восточной Европе.

Выставку неслучайно привезли в Вильнюс. Многие художники провели здесь юность и научились основам реалистичной живописи и академическому рисунку в Виленской школе рисования академика Трутнева. Именно тут будущие маэстро получили первые представления о современном искусстве и уехали в Париж.

— Этот проект для нас дорогой во всех смыслах, и он не имеет границ, — начал свою речь председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико. — Земли Литвы и Беларуси дали миру уникальных представителей Парижской художественной школы. И я очень рад, что многие работы впервые представлены на литовской земле. Очень надеюсь, что этот проект станет началом большой дружбы и продвижения наших земляков в мире. Художники родились в Беларуси, учились в Литве, приобрели славу в Париже и известны сегодня всему миру. Мне кажется, этот проект показывает удивительное единение независимо от национальности, государств, школ и городов.

— Проект «Белорусские художники Парижской школы» уникален еще тем, что если экспрессионисты широко представлены в музеях в России, то Парижской школы там практически нет. Дело в том, что расцвет этой школы пришелся на 20-е годы, когда в России не стало меценатов, готовых выкупать эти картины. А в странах Центральной Европы в это время происходило создание государственности, и им тоже было не до искусства, поэтому Парижская школа оказалась за бортом культурного и научного оборота этих стран, — рассказал председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный.

История о том, как эта коллекция появилась в Беларуси, не менее интересна, чем сами картины. Владимиру Счастному в 70-х годах попался в руки каталог выставки французских художников в Москве 1928 года. И среди имен этих «французских» художников половина были выходцами из Российской империи и территории нынешней Беларуси. Вот тогда-то Владимир Григорьевич стал разбираться, в чем дело, и написал книгу «Художники Парижской школы из Беларуси», которая случайно попала в руки председателя правления «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико. И вопрос о возвращении наследия был решен.

— Когда мы впервые пришли к одному из французских владельцев коллекции, где нам было предложено 35 работ художников парижской школы, то на вопрос «Что нам понравилось?» Виктор Дмитриевич сказал: «Берем все!», — вспомнил Владимир Григорьевич.

— Когда я увидел работы Шраги Царфина, то сразу решил — проекту жить, — уточнил Виктор Бабарико.

— Что, на ваш взгляд, нужно еще сделать, чтобы белорусы стали гордиться имеющимся у них наследием?поинтересовался Onliner.by.

— Основная ошибка во всех этих посылах — делать что-то для кого-то. Мы не делаем это, чтобы гордиться Беларусью или гордиться коллекций. Мы делаем это потому, что нам это нравится и мы получаем от этого удовольствие, — объяснил Виктор Дмитриевич. — Есть страны, в которых хорошо умирать или вести активную фазу жизни: строить бизнес и реализовывать проекты, а есть те, где хорошо родиться. Мне кажется, Беларусь та страна, где хорошо родиться. Ведь эти художники стали знамениты не у себя в стране, но они родились в Беларуси.

Открытие выставки прошло на высшем уровне. На него были приглашены министры культуры Литвы и Беларуси, послы, дипломаты и прочие важные гости. И, как водится на таких мероприятиях, не обошлось без классической музыки и разговоров о том, как важно знать и ценить историю и искусство своей страны.

Для Вильнюсской картинной галереи это не первая крупная выставка подобного масштаба. До этого здесь выставлялись работы из Лувра и Эрмитажа.

— Эта выставка, как и все другие, крупная для нас, мелкими не занимаемся, — отметил директор Художественного музея Литвы Ромуалдас Будрис.