Мать четверни: «Государство призывает рожать детей, но в реальности я со своими девочками осталась без помощи»

 
11 сентября 2014 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Наталья Ничипорович на самом деле никогда не мечтала о большой семье. Родившись в Колосово, маленьком поселке в глубине Столбцовского района, она честно трудилась в парикмахерской и не строила грандиозных планов на будущее. Но так случилось, что судьба Натальи совершила неожиданный поворот: чуть больше трех с половиной лет назад она родила сразу четырех девочек — Сашу, Машу, Дашу и Катю. Четверня — очень редкое для Беларуси явление. Без всякого на то желания девушка стала местной знаменитостью. Но одни журналисты приезжали вслед за другими, а большая семья продолжала тесниться в стареньком родительском доме. Формально 32-летняя Наталья замужем, но фактически она живет с мужем на два города с тех самых пор, как он узнал о грядущем четверократном отцовстве. О том, как многодетная мать ведет вынужденную борьбу за счастье, читайте в материале Onliner.by.

Колосово — маленькая точка на карте. Заурядный поселочек с одной центральной улицей Победы и скромными домами. От такого места трудно ждать чего-то необычного. И напрасно. Четыре неуловимо похожие девочки в одинаковых костюмчиках украшают собой детскую площадку. Саше, Маше, Даше и Кате недавно исполнилось три года и восемь месяцев. Девочки еще не понимают, насколько уникально их четверное рождение. Но уже осознают: в песочнице за каждую из них всегда вступятся сестры.

Кстати, дочери Натальи не близняшки. Они похожи друг на друга, но отличаются цветом волос, глаз, длиной ресниц, ростом и, конечно же, характером. Катя — тихоня, Маша — проказница, Саша — капризунья, Даша — само стеснение.

Слева направо: Даша, Саша, Катя и Маша

— На ЭКО я согласилась ради мужа. Врачи сказали нам, что иначе детей у него не будет. По договору в частной минской клинике мне должны были подсадить два-три эмбриона, но в итоге оказалось четыре. И все четыре прижились. Я была шокирована, когда узнала об этом, но на редукцию, то есть уменьшение числа эмбрионов, не согласилась. Врачи пугали меня, что родятся инвалиды или что я не выживу, а муж так и вовсе сказал: четыре ребенка мне не нужны! Но ехать в Питер на редукцию, как мне было сказано, и платить за это тысячи долларов я не могла, — рассказывает Наталья. — Так и вышло, что я сохранила всех девочек. На медицинском языке моя беременность называлась многоплодной. Осложнений было много. Но никто даже не обращал внимания на мой необычный «статус». Меня ни разу не положили на сохранение. С огромным животом я сама ездила на консультации в областной роддом, где мне неизменно отвечали: пейте больше магния, и все будет в порядке. В итоге своих девочек я доносила только до шести месяцев, на 27-й неделе отошли воды — и пришлось делать кесарево. Все это время я жила с родителями в Колосово, а муж был в Минске.

Наталья смущенно просит не фотографировать ее лицо, а сама продолжает рассказ. После родов она еще больше столкнулась с тем, что означает государственная поддержка многодетных семей на практике. Для ее девочек согласились предоставить няньку, но найти кого-то на эту «должность» молодая мама почему-то должна была сама. Ухаживать за четырьмя младенцами по восемь часов в день за зарплату в полтора миллиона никто в Колосово не соглашался. В итоге с большим трудом Наталья оформила няней какую-то дальнюю родственницу. Но помощи от нее было мало. Фактически все заботы легли на молодую маму и ее родителей.

— Еще я просила в исполкоме четыре кроватки и две коляски-«двушки». Почему-то эта простая и, кстати, положенная по законодательству необходимость вызвала очень много бюрократической мороки. Моей маме пришлось несколько раз ездить в исполком в Столбцы, прежде чем вопрос решился. Ну а что касается игровой площадки для детей: мы поняли, что тут уже рассчитывать не на кого. Мой отец сам сделал для девочек и качели, и песочницу, и все остальное.

Из-за того, что девочки родились недоношенными, у двух из них начались осложнения. Маше сейчас поставили самую легкую — первую — степень детского церебрального паралича. У Саши серьезные проблемы со зрением и вторая степень ДЦП. Катя и Даша растут здоровыми детьми. С грустной иронией Наталья говорит о том, что болезнь детей помогает ей сейчас кормить их: выплаты по уходу за двумя инвалидами — это около восьми миллионов в месяц.

— Казалось бы, восемь миллионов — это большая сумма. Но вещи сейчас такие дорогие! Одна куртка на ребенка 500 тыс. стоит. Ортопедические сандалии, которые должны носить Маша и Сашка, — не меньше миллиона. Но у меня же руки есть, ноги есть — выживем, значит. В прошлом году все лето вставала в четыре утра и ездила в малину, а потом продавала ее на трассе. А что делать? Не получалось ничего отложить, купить девочкам. Один раз меня словила милиция, вызывали на ковер в исполком: как это так, многодетная мать, а занимается несанкционированной торговлей! В этом году я в лес не ездила: так устала, что уже не до малины. Хотя у нас почти все Колосово ягодами промышляет. Ну, может, кроме тех, у кого большой достаток. За 12 литров малины можно 400 тыс. выручить. А вы что, так не промышляете в Минске? — удивляется Наталья.

Несмотря на ежедневные трудности, из которых складывается жизнь женщины, она не отчаивается. Сама садится за руль и везет сразу четырех девочек в Столбцы на массаж. Столько детских кресел не умещается в стареньком Peugeot, но что поделать, нужно же как-то передвигаться.

— Мне везет, я еще ни разу не попалась сотрудникам ГАИ. Но у меня просто нет выхода: на новую машину, куда бы вместилось четыре детских кресла, просто нет денег. Мама с папой на работе, с Дашей и Катей посидеть некому, а Маше с Сашей обязательно нужен массаж, который делают в районной поликлинике. Два месяца мы ждали бесплатный массаж в Столбцах, а потом внезапно массажистка уволилась. Ума не приложу, что теперь делать… У Саши отслоилась сетчатка глаза, и с этим тоже связано много процедур, которые нам нужно регулярно проходить. В любом случае, я рада, что девочек четверо, что они все вместе: благодаря Кате и Даше Саша с Машей подтягиваются за ними, и я не вижу у них никаких различий в развитии, несмотря на ДЦП. И вообще, вот вы все время спрашиваете меня, как это я одна справляюсь сразу с четверыми. А как воспитатель в детском садике? У нее вообще 30 детей, а у меня только четыре! — оптимистично настроена молодая мама. Но по уставшим глазам и рукам видно, чего стоит ей этот оптимизм.

Сейчас все помыслы Наташи и ее девочек — о переезде в Минск. Именно в столице, уверена женщина, самые лучшие врачи и самые лучшие специалисты. Там девочки и должны пойти в школу. Благодаря де-юре существующему мужу они были прописаны в его квартире и стали на очередь. Государство предложило многодетной семье 120 квадратных метров по льготному кредиту. Это значит, что 100 млн Наталья должна выплатить сама, а остальное покроет республиканский бюджет.

— Я думаю, что садик девочки закончат здесь, в Колосово, а уже в школу хочу отправить их в Минске. Как я буду выплачивать кредит за квартиру и содержать детей? Пойду в «Евроопт» работать за пять миллионов. А что делать? Как говорится, абы грошы плацілi, — рассуждает колосовчанка. — Высшего образования у меня нет, а с моей парикмахерской специальностью придется с нуля искать новых клиентов в Минске. Это сложно.

— Да, конечно, льготный кредит на жилье — это существенная помощь от государства. Но почему оно не бесплатное?.. Попробуй проживи, когда надо заплатить за квартиру, за кредит и еще детей одеть, накормить. Однажды мне повезло с помощью. В роддоме со мной лежала женщина из Старых Дорог, которая вышла замуж за поляка и сейчас переехала в Варшаву. Так вот она присылает мне кофточки, легинсы, джинсы, шорты для девочек. Казалось бы, чужой человек, посторонний, а такая серьезная помощь! Не от государства, которое так упорно призывает рожать детей, а от этой добродушной женщины. Поэтому не спрашивайте меня о том, как я справляюсь. Много хотелось бы помощи, но нет времени об этом рассказывать. Ой, сейчас же Даша наступит на руку соседской девочке! — Наталья вскакивает и бежит на детскую площадку, чтобы предотвратить маленький коллапс.

Откуда же столько сил у этой невысокой хрупкой белоруски? Непостижимая загадка женщины, которая даже вынужденное счастье сумела сделать подлинным.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by