Личный опыт: плюсы и минусы автобусного тура по Европе

 
26 августа 2014 в 8:30
Автор: Денис Блищ. Фото: Аркадий Соболев, Wikipedia, Panoramio, YouTube
Автор: Денис Блищ. Фото: Аркадий Соболев, Wikipedia, Panoramio, YouTube

Невероятно, но факт: большинство белорусов никогда не бывали за границей. И хотя порой кажется, что все друзья в социальных сетях только и делают, что фотографируют «наладошки» Пизанской башни и виды Елисейских полей, статистика неумолима. Однако путешествовать надо: поездки прекрасно разгружают мозг от повседневности сменой обстановки, дарят бесценные впечатления и хорошее настроение. Самый доступный способ — отправиться в Европу автобусным туром. Корреспондент Onliner.by оценил преимущества и недостатки экономного путешествия.

Раннее летнее утро. Солнце только-только начало красить фасады домов ровным розовым светом, а на Южной площади Минска уже десятки людей. Это туристы: автобусное кольцо станции «Дружная» является основной точкой старта всех автобусных туров из столицы. Каждый из путешественников накануне получил SMS со временем отправления и маркой машины, поэтому люди быстро самоорганизовываются и садятся по своим местам.

Добраться к 5 утра на «Дружную» непросто: общественный транспорт еще не ходит, личное авто оставить на несколько дней не вариант. Тем не менее, для иногородних, процент коих тут немаленький, так удобнее: они приезжают ночными поездами и автобусами и проводят несколько часов в зале ожидания вокзала, чтобы к назначенному времени прийти на площадь. Минчанам сложнее: многим приходится брать такси.

Вещи погружены, последняя сверка пассажиров сопровождающим пройдена, и автобус выезжает в сторону гродненской трассы. Многие светофоры еще не работают, машин мало, мы быстро покидаем город и оказываемся за кольцевой. Наша сопровождающая Александра проводит кое-какой инструктаж: «Санитарные остановки планируются каждые 3—4 часа, но если кому-то необходимо дополнительно, то сообщайте. В пути не предполагается обеденного времени, пользуйтесь домашними ссобойками. В автобусе старайтесь не сорить, мусор собирайте в специальные пакеты…»

Наш тур предполагает посещение Праги, Карловых Вар, Крумлова, Дрездена и Вены. Не все пункты входят в оплаченную программу (к слову, это €195, не считая визового сбора и страховки) — только пешеходная экскурсия по столице Чехии и костница в Кутна-Горе на обратном пути. За остальное необходимо доплачивать — где €25, где €40.

Маршрут до конечной остановки непрост. Из-за сложностей с получением чешского «шенгена» у большинства туристов литовские однократки, поэтому автобус сразу направляется в Гродно, оттуда на Друскининкай и далее в Польшу через Варшаву и Вроцлав. Такая своеобразная логистика предполагает увеличение длины маршрута с 1050 до 1350 километров, а это пять дополнительных часов пути.

Утро проходит легко и сонно. После короткой остановки где-то в районе Воложина мы мчим по трассе на запад. Уже к 11 утра покидаем пределы Гродно и подъезжаем к границе. Очереди никакой нет. Заминка возникает только из-за еще одного автобуса, едущего в Прагу. В нем вторая группа туристов. В нашем, к слову, занято лишь 29 мест, поэтому можно с относительным комфортом разместиться на задних сиденьях.

Погода стоит жаркая. В пункте пропуска необходимо заглушать двигатель, а вместе с ним и кондиционер. В салоне душно, но спасает короткое ожидание: сначала белорусы, а потом литовцы быстро обрабатывают паспорта и выпускают в Европу.

Александра продолжает инструктировать: «Не все туалеты по пути будут бесплатными, поэтому сразу после заезда в Польшу мы остановимся возле обменного пункта».

Сопровождающая рассказывает о необходимой сумме в злотых, которую следует держать при себе. В общем, мелочь, но нужная: карточкой за посещение санузла не расплатишься, где-то захочется попить или перекусить.

Многочасовые автобусные переезды — не самое приятное времяпрепровождение. Спасают мобильник и планшет, подключенные к переносному зарядному устройству, редкие остановки и разминка затекших ног. В салоне комфортно и прохладно, мотор тихо урчит, клонит в сон…

Вновь остановка. Где-то за Варшавой водители меняются местами и включают на навесных телевизорах сериал «Кухня». Волей-неволей приходится следить за перипетиями судеб сотрудников пафосного московского ресторана — за полдня успеваешь посмотреть не менее полутора десятков коротких серий.

Тяжело думать о втором автобусе, в котором свободных мест нет вообще. Как они там? Здесь хоть можно вытянуть ноги и кое-как улечься на двух сиденьях, погрузившись в прерывистый сон до следующей остановки, которые в какой-то момент сливаются в сплошной калейдоскоп: едем — стоим — едем — стоим… Без обеда тяжело: не подумав про ссобойку, кое-кто перебивается шоколадками и минеральной водой. Лишь к вечеру останавливаемся у огромной харчевни, работающей по принципу «Лидо»: сам себе набираешь понравившиеся блюда и расплачиваешься на кассе. Польский журек, фляки, клецки — вот это вот все.

Уже начинает темнеть, а мы все едем и едем. От чтения и сотни партий в «2048» уже накопилась усталость, хочется только одного — лечь на кровать и растянуться. Впрочем, ожидания перед таким долгим маршрутом были куда более пессимистичные: в салоне все же скорее комфортно, чем нет.

Тем более что перегон предполагает остановку на ночевку. Непонятно, то ли от требований к водителям по количеству часов за рулем, то ли по каким-то иным причинам, но ночевку ждут все без исключения. Она запланирована в польском городе-курорте Кудова-Здруй на самой границе с Чехией, буквально в двух часах от Праги. Зная километраж и примерную скорость автобуса (в среднем 70 км/ч), прикидываем, сколько еще осталось. Ох, три часа… Приедем за полночь.

Наконец пробираемся по узким улочкам городка, раскинувшегося в предгорьях Судет, разбираем вещи и находим свои номера в двух гостиничках. Внутри чисто и опрятно, свежее белье, освежающий душ и мягкая кровать, которая станет домом родным на целых девять часов, пока будут отдыхать водители.

Утром — короткий завтрак и прогулка по городку. Здесь мило и солнечно, народ стягивается к минеральным источникам лечить свои болячки и отдыхать, разбит парк, на склоне горы урчит сельскохозяйственный трактор, обрезающий ветки деревьев. Красота!

Последние два часа до Праги пролетают с фильмом об этом городе «ста башен». Александра не устает инструктировать: всегда носить с собой паспорт и страховку, не опаздывать на встречи и остерегаться карманных воров. В Праге, как и в любом туристическом городе, этих ребят пруд пруди.

«Мы оставляем вещи в автобусе, берем только необходимую ручную кладь и отправляемся на пешеходную экскурсию, — говорит сопровождающая. — Ее проведет профессиональный экскурсовод. Для того чтобы ее слышать, надо надеть наушники и специальный приемник, который будет транслировать то, что она говорит. Только не потеряйтесь! Голос вы будете слышать постоянно, а вот глазами всегда нужно следить за экскурсоводом».

Впрочем, для тех, кто потерялся, есть отдельные инструкции, где ждать группу и куда ехать на ночевку. Даже выдается специальная карточка, на которой написаны контактные данные Александры, адреса отеля, посольства и прочие важные номера.

Кто не был в Праге — обязательно побывайте! Сами ли, с организованной ли группой, но обязательно. Этот чудесный город достоин того, чтобы потратить немного денег и побродить по его узким улочкам. Поэтому пересказывать экскурсию не будем, все равно впечатления всегда индивидуальны.

А вот о бытовых особенностях автобусных туров продолжим. Прага — дешевый по минским меркам город. Здесь, пожалуй, может выбить из колеи только стоимость проезда в общественном транспорте: на наши деньги 12 тыс. за полчаса или 18 тыс. за полтора. С пробитым талончиком можно пересаживаться с метро на трамвай или автобус и обратно, главное — следить за временем, проставленным компостером.

В Праге фантастически дешевый общепит. Если не столоваться в самых центральных и дорогих местах (а еда, поверьте, везде примерно одинаковая), то можно уложиться в $10 на человека с парой кружек пива. Чешское пиво, конечно, само по себе — золотой фонд этой страны. Его обычная стоимость в пабах — 20—40 крон, то есть $1—2. Приняты чаевые, как и у нас, около 10% от стоимости заказа.

Прогулка на катере по Влтаве в рамках нашего тура стоила €25 — с ужином и экскурсией на два часа. Примерно те же цены у многочисленных турбюро на улицах города. Пешеходные организованные прогулки по Вышеграду или «мистической Праге» тоже в рамках средней цены по рынку.

Пока же перемещаемся в отель. Он расположен в спальном районе «Страшнице» (экскурсовод не забывает рассказывать происхождение странного топонима) и представляет собой 14-этажную башню с многочисленными небольшими номерами. Селят по двое — как знакомых, так и не знакомых между собой туристов, поэтому приходится жить с соседями. Впрочем, жить — это не то слово, в отеле путешественники только ночуют. К сожалению, в номерах нет Wi-Fi, поэтому приходится покупать сим-карту и раздавать интернет с мобильника. Дорого: 400 крон за 30 минут разговоров, 1,5 ГБ трафика и 100 SMS в рамках предоплаченного тарифа. Зато не нужен паспорт и регистрация в городе.

Короткий завтрак — и группа уезжает в Карловы Вары, а несколько человек остаются в Праге. И вот почему: вечером в столице Чехии запланирован концерт легендарной группы Metallica. Турфирма в Минске продает не только обычные экскурсионные туры по Европе, но и билеты на концерты. Это на самом деле очень удобно: никаких переплат или проблем с доставкой билета до клиента нет.

К сожалению, неумолимо портится погода. Днем на Прагу налетает сильнейший шквал с ураганным ветром, ливнем и градом, потом небо на короткое время проясняется и появляется надежда на «сухой» концерт, который пройдет на поле под открытым небом, но увы… К моменту выхода Metallica на толпу обрушивается сильнейший дождь, не прекращающийся все два часа. Вокалист группы шутит: «Черт побери, мы еще ни разу не выступали в бассейне!» Музыканты тоже все мокрые, но на площадке творится вообще черт те что: воды по щиколотку, не спасают дождевики и зонты, остается только мокнуть и слушать…

Шестидневный тур продолжается! Часть группы уезжает в Крумлов, часть — в Вену. До первого чешского городка ехать около трех часов, до столицы Австрии — все пять. Многие делают выбор в пользу первого варианта, чтобы хоть не так сильно утомляться от автобусных переездов. И это отличный выбор, ведь Крумлов — один из самых красивых «пряничных» городков Европы, удивительно сохранившийся средневековый населенный пункт, где любые изменения в историческом центре должны согласовываться со строгой комиссией.

В Крумлове хорошо все, кроме обилия туристов. Приезжать сюда лучше вечером и оставаться в каком-нибудь недорогом отеле, коих тут полно даже в самых старых зданиях. А утром гулять и наслаждаться видами, которые радовали глаза людей три, четыре, пять столетий назад!

Некоторые предпочитают отказаться от экскурсий и изучать Прагу самостоятельно. Что ж, это тоже отличный выбор. Система оплаты проезда познается быстро (можно платить даже с мобильного телефона), транспорт работает как часы, неизученных улочек меж ста башен — сотни и сотни. Почему нет? Вот только важно: старайтесь не пользоваться в Праге такси, уж больно дорого на фоне всего остального.

Наконец, дорога домой. Перед окончательным прощанием с Чехией заезжаем в Кутну-Гору, где для группы проводят двухчасовую экскурсию с посещением так называемой костницы — хранилища костей умерших века́ назад людей. Церковь украшена костями, да и все здесь сделано из этого «природного материала» — и красиво, и жутковато.

Логистика возвращения домой иная. Мы выезжаем за пределы Чехии уже в 16 часов и движемся в Минск иным маршрутом — через Варшаву и Брест, ведь визы теперь уже не играют никакой роли. Александра не дает никаких прогнозов по времени приезда на «Дружную». В разное время бывало и 11 часов, и 16. Дорога, что ж тут возьмешь.

Вновь короткие остановки на заправках, минералка и хот-доги. Остановок на обед или ужин не предусмотрено, автобус будет ехать всю ночь. После просмотра нескольких серий сериала «Восьмидесятые» салон погружается во тьму и прерывистый сон.

Граница с Беларусью — в 4 утра. Очередь «закупщиков» стоит еще с вечера. Господи, откуда у них силы на это?

Проходим быстро, немного стоим на знаковом мосту через Буг, сонный белорусский пограничник очень быстро просматривает паспорта и пропускает домой. В Бресте моросит дождик, на заправке пусто, а впереди всего пять часов до дома…

Поездка получилась отличной! Опасения, что автобусный тур тяжело перенести, не оправдались. Все же многое зависит от количества людей в салоне. Чем меньше, тем лучше. И опять же, Прага, Чехия — это надо видеть своими глазами.

Автор благодарит компанию «ДЛ-Навигатор» за помощь в организации поездки и фотосъемок.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by