Председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик констатировал проблему: ежегодно сотни шестилетних мальчиков и девочек остаются в городских садиках вместо того, чтобы идти в школу. Да, по действующему законодательству они имеют на это право. Но все же насколько адекватен такой поступок при нынешней переполненности столичных садиков? Onliner.by обсудил проблему с заведующими детскими садами.
— Не могу не сказать о такой проблеме: ежегодно почти 3 тысячи мест (а это «население» 12 садов), предназначенных для младших детей, занимают шестилетки, не приступившие к занятиям в школе и остающиеся в дошкольных учреждениях по заявлению родителей. По существующему законодательству это их право. Но в сложившейся ситуации оно в определенной степени ущемляет права других семей. Свои предложения по этому поводу городской комитет по образованию уже высказал, — цитирует Михаила Мирончика агентство «Минск-Новости».
— Сегодня сеть дошкольных учреждений столицы способна принять 86% детей, однако этот высокий уровень частично обеспечен за счет превышения нормативной наполняемости групп. В прошлом учебном году в среднем по городу она составляла 120%, — добавил глава комитета по образованию.
Onliner.by решил узнать на местах, насколько актуальна для Минска проблема с шестилетними детьми в садиках.
«У нас есть несколько шестилетних воспитанников. В основном родители оставляют их по медицинским показаниям. То есть у детей со здоровьем проблемы. Каждый год, к сожалению, есть несколько таких человек, потому что детям с проблемами такого плана, с таким здоровьем сложно заниматься в школе», — рассказала заведующая ГУ «Ясли-сад №161 Минска».
«Я считаю, что это плохая идея — оставлять ребенка в садике в шесть лет, — призналась заведующая минским детским садом №173. — Но образовательный кодекс разрешает родителям делать это. Хотя мой опыт говорит о том, что в шесть лет дети должны идти в школу».
Заведующая детским садом №547 с одной стороны сетует на родителей, которые не хотят брать на себя ответственность и стараются «затянуть» период детства у своих сыновей и дочек, а с другой — понимает, что круглосуточная группа в садике — это единственный выход для материй-одиночек, вынужденных работать до позднего вечера.
«Все шестилетки в этом году остались по медицинским показаниям, кроме одного ребенка, который остался по заявлению родителей. И в данном случае я считаю, что мама права, поскольку наш психолог сделал заключение: мотивация к обучению у мальчика еще не сформировалась, ему год стоит побыть в садике. Что значат медицинские показания? Речь идет о тех детях, кому сразу на два года дали логопедическую группу. Есть и такие мальчики и девочки, которым на 1 сентября будет пять лет, но до конца месяца исполнится шесть. Таких в этом году целых семь человек. Мы работаем над тем, чтобы, если ребенок действительно готов к школе, мотивация сформирована, то он не оставался в садике. Не стоит затягивать со школой, поскольку есть сензитивный период, когда ребенок все воспринимает, познавательные процессы сформированы и нужно отдавать его в школу именно в этот момент, — считает заведующая садиком. — Проблема в том, что родители зачастую не хотят обременять себя лишними заботами. Отдали в детский сад и знают, что вещи будут аккуратно сложены, ребенок в сохранности и так далее. А в школе от ребенка требуется бóльшая самостоятельность. Поэтому родители не хотят брать на себя такую ответственность, оттягивают момент взросления. Но, с другой стороны, мамам, дети которых находятся в садике в группе круглосуточного пребывания, нужно кардинально менять работу, если ребенок пойдет в школу. Часто бывает, что мама воспитывает ребенка одна и работает, например, в каком-нибудь магазине до одиннадцати вечера. А как ей быть, если в школе ребенка на ночь оставить нельзя?.. В таком случае, конечно, этот год, когда малышу исполняется шесть лет, — это дополнительное время, когда еще можно поработать».