Российский йогурт, просроченная камбала: Минторг проверил ассортиментные перечни в маленьких магазинах Минска

 
7072
20 августа 2014 в 9:39

Почти месяц страна живет по новому закону о торговле. Одна из его особенностей — ассортиментные перечни. Специальным постановлением Минторга №20 они утверждены для любой торговой точки — от павильона до сетевого гипермаркета. Неделю назад, 13 августа, постановление вступило в силу. Известно ли это, к примеру, заведующим магазинами т. н. «шаговой доступности»? Специалисты торговой инспекции решили проверить, пригласив в рейд корреспондентов газеты «СБ».

В район проспекта Пушкина в Минске отправляемся с начальником территориального отдела торговой инспекции по Минской области Валерием Чемраевым и его помощниками — контролерами–ревизорами Андреем Павичем и Татьяной Бирило. Останавливаемся наугад. Улица Ольшевского, 28, небольшой частный продуктовый магазинчик, специализирующийся на мясных и куриных полуфабрикатах, площадью 23 квадратных метра. Проблемы здесь не только с устаревшим ассортиментным перечнем, но и с ассортиментом товаров в принципе.

В холодильной витрине с молочной продукцией преимущественно изделия российской фирмы — один вид сметаны, два наименования питьевого йогурта, молоко 1,5-процентной и 2,5-процентной жирности, сыр также в единственном числе. Хотя согласно новым ассортиментным перечням даже в таком магазинчике должно быть не менее 4 разновидностей молока, кефира, 6 видов йогуртов, творогов, 10 наименований плавленых сырков, 8 — твердых сыров и даже не менее 10 видов мороженого, которого тут нет вообще.

Не поражают изобилием прилавки с основной продукцией — мясными полуфабрикатами. Всего несколько наименований. Причем ни продавец, ни подъехавший директор магазина не смогли представить на продукцию гигиеническое удостоверение, которое бы подтверждало дату выпуска изделий. А заинтересовались работники торговой инспекции документами неспроста: уж очень неаппетитного вида свиные языки лежали на прилавке. Что касается культуры обслуживания, то ценники здесь пишут от руки фломастером. Только цифры и никакой информации о товаре и стране его происхождения. Именные беджики у продавцов появляются только после замечаний контролеров.

А вот к фирменному магазину Минского хладокомбината №2, который буквально через дорогу, у контролеров претензий нет. На самых видных полках надпись с национальной символикой «Зроблена ў Беларусi» — десятки наименований печенья, сладостей, сухих завтраков. Одних шоколадок насчитала 20 видов. И все — отечественного производства. Как результат — наплыв посетителей. А за мясом в разрубе по 60 тысяч рублей даже выстроилась очередь. Отчасти поэтому контролеры ограничились беглым мониторингом.

Следующий адрес: улица Матусевича, коммерческий магазин «У дома». Тут нас ожидал целый букет нарушений. На самом видном месте с табличкой «Акция» посетителя встречают штабеля уцененного шампанского. Закон о рекламе такие действия торговых работников расценивает как рекламу, а реклама спиртных напитков у нас запрещена. Рядом с шампанским — сваленные в одну коробку парфюмерно-косметические изделия, купить которые магазин предлагает за полцены. Однако срок годности некоторых, в частности уцененной маски для лица и детской пенки для ванн, истек в мае и июле. По той же причине продавцам пришлось убрать вяленые бычки и камбалу с прилавков. Кстати, и здесь ценников на многих прилавках нет, а зав. отделом разгуливает по залу в спортивной майке и джинсах без каких-либо опознавательных знаков.

О новом ассортиментном перечне заведующая магазином, похоже, впервые слышит, но обещает вывесить и привести все в соответствие до конца недели.

— Сколько публикаций было в прессе, в интернете полно информации! Однако, поверьте моему опыту, и через год вот в таких магазинах шаговой доступности будут висеть старые ассортиментные перечни, а их директора и знать не будут о новом законе о торговле, — сокрушается Валерий Чемраев. По его мнению, за год работы торговой инспекции удалось немного встряхнуть торговлю. Однако с некоторыми проблемами никак не удается справиться. Это ценники. Их либо нет, либо они оформлены как попало, еще хуже, если не соответствуют товару. Но главный бич практически каждой второй проверяемой торговой точки — продукция с истекшим сроком годности. И вроде наказание самое суровое — от 30 базовых величин — не помогает. Что тогда говорить о штрафах за нарушения правил торговли? Тут суды либеральничают: редко наказывают больше чем на 150—300 тысяч рублей. Для магазинов с хорошим оборотом суммы смешные. Может, потому даже продавцы столичных магазинов особо не усердствуют с ценниками, беджиками и плевать хотели на культуру торговли?