Сегодня мы снова хотим обратить внимание на самоотверженность белорусских режиссеров и актеров, которые за свой счет снимают кино и выпускают его в прокат. На этот раз рассказом о любви к кинематографу и неудержимом желании снимать с нами поделилась представительница слабого пола — Ирина Брель. Ей 31 год. Как экономист по первому образованию и режиссер по второму, находясь в декретном отпуске, умудрилась снять полнометражный фильм «Зло» на не очень интересную, но очень важную тему и при этом попасть в прокат по Беларуси, читайте в нашем материале.
В большое кино Ирина попала в 2011 году, когда ее взяли поработать ассистентом режиссера по актерам на съемки фильма «Украсть Бельмондо». Тогда она и решила сделать свой большой проект. Сценарий написала за два месяца. Еще два месяца ушло на раскадровку и подготовку к съемкам. И в ноябре 2011-го начался съемочный процесс.
«„Зло“ — это не первая моя режиссерская работа. Во время учебы в Академии искусств я снимала и короткометражки, и социальные ролики. Один из них — под названием „Собака“ — даже получил много различных дипломов, — рассказывает Ирина. — Когда начала работать над своим фильмом, у меня уже была четкая цель, я знала, чего хочу. И было чувство, что меня кто-то подталкивает. Актеры нашлись на съемках „Бельмондо“, оператор — после клича в социальных сетях, где я написала, что будет вот такой проект. Так по счастливой случайности нашлась вся команда, в том числе и композитор Анна Амозова, которая почти полгода писала музыку к фильму».
«„Зло“ — трагическая история о женщине, переживающей насилие в своей семье. У меня есть знакомые и подруги, которые вот так же страдают. Я поняла, что таких историй много и что тему эту надо поднимать. Ведь никто так просто не придет и не скажет, что у него в семье происходит такое, — говорит Ирина. — У каждого человека свое зло. У кого-то, может, это полный трэш, у меня же ложь — уже зло. В фильме я все утрировала, чтобы человек поразмыслил над тем, какие поступки он совершает по отношению к другому человеку и, проанализировав это, становился добрее».
«По сценарию дом, в котором разворачиваются все действия, должен был быть без крыши. И найти его было непросто, поэтому съемочную группу занесло в Полесье. Название деревни не называю специально, потому что на самом деле в этом доме живут люди, и они не хотят огласки, а может, и стыдно. Сейчас в доме уже есть крыша. Они хотели крыть ее во время съемок, а я умоляла их этого не делать, так как нужно было успеть все снять. Мы приезжали к ним осенью, зимой, весной и летом. И, естественно, хозяева дома устали. Последние дни были самыми сложными, так как надо было все делать очень быстро, а денег, чтобы заплатить им еще и за дополнительные дни съемок, у меня не было. В конце они и сами уже не хотели денег, главное, чтобы мы их оставили в покое, — вспоминает Ирина. — Почти весь фильм снимали в тяжелых условиях, и многие актеры отказались бы сниматься так. У исполнительницы главной роли, Екатерины Ергулевич, аллергия на котов, а в доме постоянно присутствовали два-три кота, которых невозможно было выгнать с теплого места на улицу. Так и приходилось сниматься с аллергенами и глотать антигистаминные препараты. Непросто было и главному актеру, Ивану Трусу: когда съемки проходили в зимний период, в доме стоял неимоверно жуткий запах, да и коты, которые гадили в доме, тоже добавляли интересные нотки. Во время съемок Ваня раз пять выходил из дома, чтобы подышать свежим воздухом».
«А вообще, сложности были на каждом этапе создания фильма. Но это меня не останавливало. И из-за того, что не было достаточного бюджета, мы теряли время. Поэтому фильм и создавался так долго — три года. Можно было и в год уложиться. На все про все я потратила чуть больше $3 тыс. И если бы не актеры, которые согласились сниматься бесплатно, и мои друзья, которые помогали с организацией съемок, сумма была бы значительно внушительнее, — объясняет режиссер. — По большому счету, дело даже не в деньгах, а в процессе. Как покормить, отвезти-привезти, собрать всех и прочее — такими моментами режиссер заниматься не должен, он должен работать на идею. Мне же приходилось самой обо всем этом думать».
Премьера фильма состоялась 11 июля в столичном кинотеатре «Победа». За три года Ирина пересмотрела «Зло» целиком раз сорок, но признается, что смотреть свой фильм на большом экране было тяжело.
«Я не знала, как воспримет фильм зритель, тем более что он очень серьезный, это не комедия, да и тему насилия женщины в семье кинематограф поднимает редко. Я была в шоке, когда после показа услышала аплодисменты и „браво“, — вспоминает режиссер. — Я знаю, что в фильме есть сцены и моменты, которые стоит переснять, но сделать это сейчас уже нельзя. Поэтому как есть».
Договориться о показе фильма было нелегко, и этого Ирина не скрывает. Поэтому она очень благодарна начальнику Минского киновидеопроката Василию Коктышу, который отнесся к ней с пониманием: «Василий Петрович говорил: „Чудес не бывает, современная молодежь любит голливудские блокбастеры, а не деревенские драмы“. Я убедила его поверить в этот фильм, и он дал разрешение на три дня проката, чтобы посмотреть, пойдут ли на него люди. Когда мы встретились после проката, мы так и не поняли, почему люди пришли».
Тогда за три дня «Зло» посмотрело около 400 человек. Не много, но и это было неожиданностью. С 11 сентября фильм снова на неделю появится в прокате в кинотеатре «Победа». А в октябре его смогут увидеть зрители в областных городах Беларуси.
«Сегодня я заработала на этом фильме $200. Не много, но у меня не было цели заработать. Смысл был в том, чтобы донести людям идею, — говорит Ирина. — Почему я сняла это кино? А что делать, если мне нравится снимать? У меня нет выбора. Как поступать по-другому, если не снимать все за свой счет? После показа фильма, конечно, я получила много рецензий и отзывов, педагоги рассказали, что было снято не так, а что им понравилось. Но предложений и поддержки относительно нового проекта, к сожалению, не было. Из России приходили отзывы и предложения поработать. Но я не хочу уезжать из страны. Однако я не знаю, что нужно сделать, чтобы ситуация в Беларуси изменилась. Мне хочется работать и снимать здесь. Понимаю, что у нас в кинематографе, а тем более в независимом, все не очень хорошо и фильмов не так и много. Я бы очень хотела собрать всех ребят, которые самостоятельно что-то снимают: Ивана Маслюкова, Влада Синькова, Андрея Мычко, — чтобы создавать свое независимое кино. Вы только представьте, что бы мы могли создать вместе, если по отдельности каждый из нас может снять полнометражный художественный фильм».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by