Психолог: «Минчане, которые яро нападают на провинциалов, — это люди с комплексами. „Колхоз“ есть и в деревнях, и в городах»

 
24 июля 2014 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев

Среди множества извечных конфликтов, которые мешают белорусам полноценно наслаждаться жизнью, — противостояние провинциалов и коренных жителей столицы. «Понаехали тут» против «устроились на всем готовеньком». «Деревня» против «городского сноба». На форуме Onliner.by даже появился целый раздел, где люди всерьез обсуждают достоинства будущих жен в зависимости только лишь от места их рождения. 500 страниц размышлений на тему за каких-то два месяца! Решив, что без эксперта в этом дискуссионном вопросе не обойтись, Onliner.by встретился с психотерапевтом, тренером и супервизором Ольгой Шарай. Родившаяся в маленькой деревушке между Оршей и Витебском, Ольга стала успешным минским психологом. О стереотипах, смелости, высокомерии, пространстве деревни и города, конкуренции и способах жить дружно читайте в нашем интервью.

— Существуют ли базовые качества личности, которые отличают жителя Минска от провинциала?

— Я сама об этом частенько размышляла. Кстати, за провинциалками далеко ходить не надо — прямо перед вами как раз сидит одна из них. Уже десять лет, как я живу в Минске, но в силу разных семейных обстоятельств мне довелось пожить и в деревнях, и в городах, и в поселках. Семь раз я меняла школу. Мне есть с чем сравнивать. Я представляю, как живет город и как живет деревня. Периодически езжу в гости к маме, которая сейчас работает в агрогородке. Так вот. Анализируя свое окружение, могу сказать: существует очень много стереотипов о том, что из себя представляют провинциальный житель и городской. Стереотипы эти самые разные: про уровень образованности, культуры, чувство вкуса и так далее. Да, раньше, возможно, пропасть была большая. Я вспоминаю известный советский фильм «Приходите завтра» про Фросю Бурлакову, которая приехала из сибирской деревушки покорять Москву. Фрося — это типичный образ провинциалки: то, как она говорила, как чувствовала себя в городе, ее образ мыслей, взгляды… Но это кино было снято в 1963 году. Сейчас уже очень сложно отыскать в реальной жизни такую Фросю Бурлакову. Терминология тоже изменилась. Раньше говорили «деревня», а сейчас — «колхозник». Мне кажется, что это понятие относится не к месту проживания, а к воспитанию человека, уровню его образованности и культуры. Потому что, на мой взгляд, «колхозники» есть и в деревне, и в городе. То есть существенных различий в базовых качествах жителя деревни и города нет. Все упирается в воспитание. Такова моя точка зрения.

— То есть представления о том, что провинциалы более усердные, настойчивые, пробивные, — это тоже стереотипы?

— Интересный вопрос. Здесь я соглашусь вот с чем. И в городе, и в деревне есть трудолюбивые и настойчивые. Но те, кто решается поменять свою жизнь и переехать из деревни в город, — это очень смелые, мотивированные люди. Тот же, кто не просто доезжает до столицы, но еще и закрепляется здесь, реализует себя, безусловно, обладает набором таких качеств, как амбициозность, целеустремленность, трудолюбие. Я сразу вспоминаю в таких случаях Ломоносова. Какие у него были мотивация и талант, что он пешком прошел из своей деревни Мишанинской до Москвы! Речь идет о большой смелости.

— Что движет людьми, которые решают переехать из деревни в столицу?

— Основная причина в том, что в столице, да и в любом крупном городе больше возможностей. Возможности, конечно, люди видят по-разному. Кто-то хочет удачно выйти замуж, кто-то — получить образование, кто-то — хорошую работу, деньги или более насыщенную жизнь… А как этими возможностями человек воспользуется — это уже другой вопрос. Но я точно ехала с желанием развиваться, учиться, увидеть больше в этом мире. Я приехала и получила это.

— С какими психологическими проблемами сталкивается провинциал, оказавшийся в большом городе?

— В первую очередь это адаптационные моменты. Заметьте, в городе и в деревне разные пространство и время. В городе время ускоряется, а пространство сужается. В деревне — наоборот: там более широкие площади и личные границы, зачастую отдельные дома, а ритм более медленный. Когда я приезжаю к маме, то тишина меня оглушает и я начинаю замедляться. В городе суженное пространство, мы живем в коробочках, в наши личные границы в транспорте и в очереди постоянно вторгаются чужие люди. Время очень быстрое, насыщенное, ритм скоростной. И поэтому человеку, который переезжает в столицу, нужно адаптироваться — перестроить себя под новые пространство и время. Минчанин жил-жил, ходил в садик, потом в школу, а затем поступил в вуз. И в этом случае адаптация частичная, в целом образ жизни остался практически тот же (место проживания, быт, близкие, друзья, увлечения). А вот приезжим студентам приходится адаптироваться по полной программе: распределять доходы и расходы, вести хозяйство, готовить, обслуживать себя и так далее. Особенно это касается тех, кто пожил в общежитии. Они прошли серьезную школу жизни. С такими навыками нигде не пропадешь.

Другие психологические сложности связаны с чувством одиночества, покинутости. Возможно также разочарование из-за неоправданных ожиданий: картинка о гостеприимной столице в голове была одна, а реальность получилась другая. Зачастую приезжие сталкиваются с некоторым высокомерием со стороны горожан: «Зачем ты приперся сюда из деревни?»

— А откуда оно берется, это городское высокомерие? Почему существует противостояние между коренными минчанами и приезжими?

— Я могу только предполагать. Поставив себя на место минчан, я представляю, что росла здесь себе, жила, и вот нужно получать образование, замуж выходить, а тут понаехали такие резвые! С амбициями, места рабочие занимают, борщи варить умеют, понимаешь ли! Ужас! [Ольга заразительно смеется. — Прим. Onliner.by] То есть в основе неприязни лежит некая конкуренция, а также неприятие чужих на своей территории. А то придут в дом и еще свои порядки наводить начнут. Я бы хотела обратить ваше внимание на тех, кто яро разделяет людей на «колхоз» и «неколхоз», подчеркивает, что он коренной минчанин или, например, москвич, особенно если очень зациклен на своей коренной столичности. Это зачастую люди с комплексами, неуверенные в себе, которые пытаются самоутвердиться за счет других. И тогда «столичность» — это главный козырь среди этих «колхозников». Такой несколько кривой способ как бы стать лучше, круче, чем другие.

Ну и конечно, провинциалам приходится периодически сталкиваться с обесцениванием и агрессивными выпадами в свой адрес.

— Про борщи, кстати, вы метко заметили. У многих наших форумчан, судя по обсуждениям, существует стереотип о том, что девушки из деревни куда более хозяйственные и больше подходят на роль жен. Сколько в этом утверждении правды?

— На мой взгляд, это все тоже стереотип. Все зависит от того, как девочку воспитывают. И неважно, провинция это или город. Очень яркий пример — это моя знакомая, одаренная девочка, которая приехала из провинциального городка в Минск учиться на юриста-политолога. Насколько она была талантлива, умела решать сложные интеллектуальные задачи, настолько же была совершенно не приспособлена к быту. Я помню, как она пыталась сварить покупные пельмени, но даже этого у нее не вышло — они безнадежно слиплись. Или, например, моя мама, которая выросла в деревне. Казалось бы, с детства должна была стоять у печи. Но она была пацанкой, воспитывалась сама по себе, к хозяйству ее бабушка не приучала. Мама выходила замуж в 19 лет, не умея ни полы мыть, ни картошку жарить. Зато своей дочке уже объяснила, как эти умения важны для женщины. Так что у меня всегда сварен и занимает свое место в холодильнике дежурный супчик.

— Как вы считаете, проживание в столице — это сейчас обязательный атрибут успешного человека или нет?

— Мне кажется, что по-настоящему успешный человек — это тот, кто может позволить себе жить, где он захочет. В городе, в деревне, уезжать в теплые страны на зиму, путешествовать. Для меня в этом заключается успешность и стабильность.

Вообще, знаете, мне не хочется делить людей на коренных и приезжих. Да и где я сейчас сама? В агрогородке, где работает мама, я почти не жила, поэтому чувствую себя там чужой, но и минчанкой в то же время как будто не являюсь. При этом помню о том, что я девочка из деревни. Раньше ловила себя на мысли: страшно признаваться, что ты не из Минска. Не буду говорить об этом, а то начнутся косые взгляды. Но с годами я, видимо, становлюсь мудрее. Теперь горжусь тем, что мизерные стартовые возможности выковали меня такой, какая я есть. Я смогла. Поэтому когда люди говорят «ой, у меня нет денег, я из деревни, а тут всюду блат», я этому не верю. Неважно, из города ты или из деревни, богаты твои родители или бедны, если ты чего-то хочешь очень сильно, то это будет. Я знаю это по себе. Если человек хочет, стираются все грани. Все получается. Это то, что объединяет нас всех. Так что, ребята, давайте жить дружно!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by