Репортаж из словацкой пивоварни в Гурбаново, где варят то самое заграничное пиво

 
16 июля 2014 в 8:30
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

Поддавшись вирусу импортозависимости, журналисты Onliner.by отправились на один из европейских пивзаводов, где, по мнению многих белорусских любителей пива, делают отличный напиток, не разбавляют его спиртом, и от него голова наутро не болит. В качестве образца была взята крупнейшая словацкая пивоварня в небольшом городке Гурбаново, что практически на границе с Венгрией. Белорусам эта пивоварня намного ближе, чем многим до сих пор кажется: именно здесь почти 50 лет назад начали варить пиво с золотым фазаном на этикетке.

На карте Словакия стоит оплотом пивного региона. Еще немного географически ниже — и начнутся сплошь страны, где ассортимент пивной полки заметно теряется на фоне винной.

Жизнь в Гурбаново с населением около 8 тысяч человек (забегая вперед: словаки говорят «Хурбаново» и, конечно, «Златы Бажан») течет медленно и спокойно. Бесконечные сельскохозяйственные поля, невысокие домики, вывески частных компаний и кафешек, местная детвора из многочисленной цыганской диаспоры, рассекающая на велосипедах. На этом фоне махина местного пивзавода смотрится не очень органично, эдаким приветом из общего советского прошлого.

Завод в Чехословакии был построен с нуля и торжественно открыт в 1969 году мощностью 6 млн дал пива. Но пиво пошло замечательно, и уже скоро инженеры работали над схемами по развитию производства.

Сегодня пивоварня производит около 18 млн дал пива — это едва ли не половина от всего белорусского производства. По лицензии основной бренд производится еще в нескольких странах мира.

Экскурсоводом по пивоварне выступил Карол Франц, местный мастер пивоварения, который уже почти 35 лет работает на заводе.

Кстати, именно он проверял на соответствие условиям лицензии белорусское пиво под словацким брендом. При работе в рамках одной компании сложно было ожидать другого ответа, но в целом г-н Франц был весьма искренен и открыт, поэтому поверим:

— Да, я пробовал сваренный в Беларуси Zlatý Bažant — то же самое. Поймите, можно использовать чуть разное сырье, но соблюдать рецептуру и получить на выходе идентичное пиво.

Откуда вообще появились связи между бобруйской и гурбановской пивоварнями? Обе принадлежат мировому концерну Heineken, поэтому являются частью, так сказать, «семьи».

— От словаков приходилось слышать, что после того, как в 1995 году Heineken купил ваш пивоваренный завод, многие любители пива были этим недовольны, а сам напиток стал хуже…

Карол Франц иронично усмехается.

— Поверьте, это тоска по молодости, не более того. Конечно, сегодня все пиво отличается от того, что делалось 40 лет назад. Но это не потому, что меняются акционеры — просто процессы совершенствуются. А людям кажется, что раньше все было хорошо. Помню, что как только политический режим изменился, так сразу громче стали голоса тех, кто считает, что вместе с СССР было легче.

— Белорусские потребители не очень доверяют своему пиву. Предпочитают ли словаки чешское, например?

— Вы можете какое-то время вестись на рекламу. Но рано или поздно все станет на свои места. Возможно, остались словаки, которые считают чешское пиво лучшим, но, с точки зрения производства, я-то знаю, что это уже не так. В любом случае даже во времена Чехословакии Zlatý Bažant стоял на пьедестале в составе лучшей тройки страны: Pilsner Urquell, Budweiser Budvar и Zlatý Bažant. Наше пиво и сейчас успешно продается в Чехии.

Что же любопытного и отличного в местном производстве? Для сравнения напомним наш репортаж из Бобруйска. Хотя в Гурбаново доступ к производству более ограничен правилами. Здесь даже на асфальте на внутренней территории нарисованы линии, только по которым и можно ходить.

Производство пива начинается на местной солодовне. Их две, стоят по соседству. Старая — уже пустой памятник, который не сегодня-завтра снесут, и новая, рабочая, с современной лабораторией и минимумом рабочих рук.

Безостановочным образом производство дает порядка 50 тысяч тонн солода в год. Каждый день закладывается новая партия объемом до 3 сотен тонн. Ячмень в большей части местный, словацкий. В случае неурожая приходится довозить из Чехии, Венгрии или Австрии. Но это дорогой форс-мажор — возить ячмень недешево. Поэтому нет и экспорта ни ячменя, ни солода, кроме редких разовых партий.

Входим в одно из помещений, где происходит проращивание зерна. Всего в солодовне 6 таких этажей, вертикально расположенных один над другим. Ячмень засыпается на верхний уровень и по мере превращения в солод поэтажно спускается.

На этом уровне твердый ячмень уже размягчился, начав прорастать. Зернышко подготовило питательные сахара для дальнейшего роста. Оно еще не знает, что сахара будут отданы «на съедение» дрожжам.

Круглые солодовни — относительно новая тенденция. До этого помещения проектировались прямоугольными. В комнате установленный уровень влажности, температуры и циркуляции воздуха (воздух подается через отверстия в полу). Зерно «взбивается» вертикальными бурами и плавно собирается к центральной колонне, по которой падает на этаж ниже. Все автоматизировано, оператор приходит раз в день.

В здании солодовни работает отдельная лаборатория, которая проверяет сырье на разных этапах производства.

Запуская и модернизируя производство, словаки оставили часть старого оборудования для музея. Вот крышки медных котлов и старый фильтр.

Здесь же демонстрационные образцы готового солода: массовый светлый и два «поджаренных» вида для разнообразия пивных сортов.

Интересный экспонат: в Гурбаново была установлена первая в Чехословакии линия по розливу пива в банки. Вот так выглядела та банка объемом 0,33 л.

— Наша «плеховка» успела побывать даже в космосе, — гордится Карол Франц. — Конечно, в то время это была инновация, дань моде. Банка стоила намного дороже бутылки.

Дальше — современное производство, которое, честно говоря, везде на одно лицо. В том же Бобруйске пивные танки блестят не менее современно.

На территории стоят сотни ящиков с пустыми бутылками. Это возвратная тара. Каждый раз, покупая бутылку пива в магазине, словак оставляет залоговую стоимость в районе 13 евроцентов (почти 2 тысячи рублей). Деньги он получит обратно, когда вернет бутылку.

— Для производства покупать каждый раз новые бутылки очень дорого. Единственная одноразовая тара у нас — это банки и ПЭТ.

Основная доля пивоваренного завода — напиток в стеклянных бутылках. Эта линия производит 42 тысячи бутылок в час.

К слову, ПЭТ, который скоро захватит белорусский рынок полностью, занимает в Словакии всего 16%. Здесь пьют больше баночного пива (20%-я доля рынка) и, конечно, разливного. Хотя пивовары констатируют, что доля пива в кафе, барах и ресторанах (HoReCa) опустилась до 30%.

— Раньше пабы выполняли важную социальную роль, будучи местом встреч. Сегодня людям удобнее общаться в интернете, поэтому растет потребление пива дома, — говорит Карол Франц

И все равно компании ищут новые форматы работы с пабами. Вот, например, танк объемом от 500 до 1000 литров. Он ставится прямо в зале, и бармен разливает свежее «танковое» пиво, не заморачиваясь заменой кег.

— Сколько словаки пьют пива по статистике?

— 72 литра в год [белорусы пьют меньше 50 — прим. Onliner.by].

— А чехи?

— 157 литров.

— Откуда такая разница, учитывая, что вы еще недавно были одной страной?

— Важный момент, который не всегда учитывают: в Чехию приезжает больше туристов, и каждый из них пьет так много пива, как никогда у себя на родине или вне отпуска. Сколько пьют пива сами чехи, уже сложно подсчитать. Кроме того, пиво в Чехии примерно на треть дешевле.

Еще словацкий пивной рынок отличается одной из самых высоких долей безалкогольного пива — 6,4% Причины тому — полный «ноль» для водителей и ассортимент безалкогольного пива со вкусами для женщин.

Цены на пиво в Словакии ниже, чем в Беларуси: огромный ассортимент в местном супермаркете предлагается по цене от 40 евроцентов до 1 евро.

При этом можно пить пиво на улицах (хотя вроде не пьют особенно так), а основные рекламные ограничения таковы: алкоголь не повышает вашу сексуальную привлекательность и совсем не делает вас сильнее. При этом в Гурбаново говорят, что общее потребление алкоголя в стране снижается.

А вот цены в пивном баре.

Что касается оплаты труда, то средняя зарплата в стране составляет почти 800 евро. Говорят, по уровню экономического развития Словакия неплохо развивается и почти сравнялась с Чехией. Но на пивзаводе рядовые работники получают на треть меньше. Чтобы прожить в Гурбаново, 800 евро слишком много…