На всех парусах. Белорусы купили в Польше яхту и предлагают элитный отдых на Минском море

 
28 июня 2014 в 8:41
Автор: Артур Боровой. Фото: Алексей Матюшков, vk.com/yahtyby
Автор: Артур Боровой. Фото: Алексей Матюшков, vk.com/yahtyby

Капитан уже на борту, и «Фортуна» выходит в рейс. Яхта плавно отчаливает от пристани у Robinson Club, берет курс на остров любви. На Минском море, кроме нас, никого нет — раздолье! Юрий Очкас поднимает парус, Андрей Шевцов становится за штурвал. О том, как в окрестностях столицы белорусы развивают яхтинг, о ценах, сервисе и «непрактичном» бизнесе читайте в нашем материале.

Капитан

— Я сам из автоспорта, в девяностые был вице-чемпионом республики по автомногоборью, — рассказывает Юрий. — Полжизни работал тренером. Потом пошел в виндсерфинг. Появился катер. Все тянуло к экстремальному. В прошлом году купили в Польше убитую в хлам яхту за $10 тыс. Плюс 40% государству за растаможку, плюс транспортные расходы, кстати, немалые, дешевле фуру два раза сгонять. С руками все нормально, решили сделать из судна конфетку. В команде — я, дочь и племянник.

Яхта

Решили — и сделали. С семилетней «Фортуной» возились зиму. Обивку каюты из красного дерева, элементы интерьера заказывали в Жодино на бильярдной фабрике. Таблички изготовили в Америке. Поменяли такелаж. Подкрасили, подвинтили, прибили — в результате и вышла конфетка, стоимость которой выросла раза в четыре. Таких ухоженных частных яхт, собранных своими руками, в Беларуси не много.

— Это классическая круизная парусная яхта, — поясняет Юрий. — Есть двигатель, но он используется в основном лишь для того, чтобы выйти из марины [оборудованная стоянка яхт. — Прим. Onliner.by]. Имеется также носовой подруливающий двигатель с электроприводом. Это достаточно редкая вещь, ставится на люксовых морских яхтах.

Всего на судне 10 спальных мест. Помимо центральной, есть еще три каюты: носовая и две кормовых. Плита, холодильник, телевизор, аудиосистема — для круиза по Минскому морю достаточно.

— Люди по-разному оценивают, — улыбается Юрий. — Пришла как-то девочка, говорит: «Вот я в Эмиратах плавала, там была настоящая яхта. А у тебя, мужик, не то». Другие, наоборот, в восторге.

— Управление несложное, — показывают нам. — Яхта не румпельная, а штурвальная. В принципе, справиться может и один человек. Сбросил один шкот, перебросил парус, добил второй шкот — никакие помощники не нужны. Получить права легко — проще, чем автомобильные. Мы тоже проводим обучение желающих.

Романтика

«Фортуну» спустили на воду 1 мая. Клиенты появились быстро. В основном молодожены, которые арендуют судно для свадебной фотосъемки. Приходят молодые парочки: на яхте модно делать девушке предложение. Часто катаются российские туристы. Мы отплываем от Robinson Club, а там как раз гуляют богатый вузовский выпускной. Девушки на шпильках держат в руках бокалы и поглядывают на алые паруса — тоже потенциальные клиентки-«мореплавательницы».

— Если говорить об использовании яхты, то здесь несколько направлений, — вводит в курс дела Андрей Шевцов. — Во-первых, спорт. Кто-то играет в боулинг, кто-то ходит на картинг, а некоторые устраивают корпоративные регаты. Айтишники, например, банкиры. Здесь, бывает, по 15 яхт стартует. Мы в течение часа-двух обучаем людей, а потом только даем команды: парус стравить, шкот сюда, штурвал туда и так далее. Во-вторых, все, что связано с романтикой. Предложения руки и сердца, юбилеи, свадьбы. Час стоит от 50 до 100 у. е. в зависимости от времени, дня недели. Есть ночные катания — 250 у. е. с 0:00 до 9:00.

VIP-гость, американский боец MMA Кенни Гарнер

— На ночной мальчишник я уже группу парней не беру, — добавляет Юрий. — Мало ли, яхту разнесут. Страховым случаем, узнавал, это не посчитают. А $100, конечно, очень дорого. У поляков столько стоят сутки. Если бы загрузка была как у таксиста, 5 часов в день, можно было бы и по $20 сдавать. Но у нас с такой погодой подобного оборота нет и не будет. В дождь можно три дня без дела стоять.

Море

Море у нас — своеобразное, рифов и кораллов нет. Нет сервиса, пляжи с грибками из шестидесятых, еду́ нужно везти из города с собой. Мрак! Казалось бы, что тут смотреть и что вообще делать? Оказывается, говорит нам команда «Фортуны», и на Минском море есть жизнь. С воды ее хорошо видно и слышно. Вот на том берегу проводят опен-эйры. Рядом с нудистским пляжем по выходным организовывают автовечеринки. Приезжает 10—15 машин с крутой музыкой, ставят вагончики, устраивают фейерверки. Нудисты тоже никуда не делись. Периодически их гоняют, а они снова возрождаются.

— Обычно плывем к острову любви у «Юности», — говорит Юрий. — Есть еще остров разлуки. Показываю людям крутые особняки, что стоят на берегах. Потом к дамбе. Недалеко есть палатка-шашлычная от Рубеновича, там можно сделать заказ. Лучший шашлык в окру́ге! А с сервисом, вы сами знаете, на Минском море беда. На все пляжи максимум пять точек, где можно перекусить и водички попить. Еду́ люди чаще берут с собой. На палубе загорают. Купаются. Если у берега вода грязная, то в акватории можно найти чистые места.

Поляки

— Назвать это бизнесом я не могу. Бизнесом яхта в Беларуси не станет никогда, — считает Юрий. — Во-первых, дело в сезоне, который ограничен. В мае выходить на воду нельзя, запрещает природоохрана. Якобы парусное судно может навредить рыбе на нересте. В июне, июле и августе один месяц обязательно будет дождливым. А в сентябре уже холодно, и это никому не интересно. Во-вторых, нет среднего класса, который и должен быть потребителем услуги. В итоге, учитывая расходы на стоянку ($400 в месяц) и обслуживание, имеем только проедание основных фондов. Проще купить трактор, который будет копать траншеи, или лимузин, чтобы свадьбы возить. Я вообще и не думал это ставить на поток. Но на Новый год дети подарили сайт. И решили попробовать.

Яхту купили у польской семьи. Он дорожный полицейский, она продавщица в магазине. Пошли в лизинговую компанию, под 3,5% взяли судно. Передали управляющей компании. Яхта приносила им €10 тыс. чистыми в год. Через два или три года ставку снизили до 2,5%. На пятый сезон они стали полноправными собственниками. Еще за два года заработали €20 тыс., а потом продали ее мне. Все, это их доход. Пока сидели в Варшаве, делами занималась управляющая компания. Вот это я понимаю — бизнес.

— Была идея яхты в Беларуси производить, — продолжает Юрий. — 15 лет назад те же поляки про яхтинг и не знали. В Польше есть Мазурские озера, такая же жемчужина, как у нас Браславские. И вот за короткое время в окрестностях появилось 90 судоверфей. Все частные. Дело у них развивается стремительно.

Красота

Доплываем до «Юности» и берем курс на базу. Неподалеку проходит еще одно судно, попроще. На борту толпа зевак. Пускай и медленно, но яхты белорусы покупают. На Минском море, говорят, ими занимаются известные столичные бизнесмены.

— Развитие яхтинга сдерживает высокая растаможка, отсутствие нормальных условий для хранения и обслуживания суден, — перечисляет Юрий. — Для меня же яхта, пускай это и не бизнес, уже значит многое. Это и чувство свободы, и единение с природой. Можно, конечно, завидовать Федору Конюхову, но и у нас, если присмотреться, тоже есть красота. Посмотрите вокруг!

Минское море легкой зыбью одобрительно вибрирует в ответ, солнце заходит за горизонт, и мы с удивлением замечаем: а капитан-то ведь прав.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by