И полетели! Репортаж с международной встречи романтиков-воздухоплавателей

 
23 951
09 июня 2014 в 8:30
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский

Мало кто знает, что всего в пяти часах езды от Минска расположена одна из мировых столиц воздухоплавания. Небольшой российский город Великие Луки недалеко от границы с Беларусью вот уже 19 лет принимает международные встречи последователей братьев Монгольфье, а в последнее время — еще и чемпионат России. Onliner.by отправился в псковскую глубинку, чтобы своими глазами увидеть праздник романтики и вольного ветра.

Кто жил или хотя бы бывал в небольших городах, тот прекрасно знает, как там все плохо с досугом. Три кафе, два бара, потрепанный кинотеатр, библиотека да танцы в местном клубе — вот и вся культурная жизнь провинции. Редкий райцентр может похвастать чем-то таким, что привлекает не только оголодавших в плане развлечений местных жителей, но и туристов. И уж совсем нечасто бывает, что на мероприятие съезжаются даже гости из других стран.

Международная встреча воздухоплавателей в Великих Луках — как раз тот случай, когда городу хватило смекалки и средств придумать действительно запоминающееся событие. Традиционно в первых числах июня сюда приезжают спортсмены со всей России (а еще из Беларуси, Польши, Литвы, Украины), а стотысячный райцентр по-настоящему оживает. Не ошибемся, если скажем, что праздник аэростатов — главное событие города в годовом календаре, что-то вроде туристического бренда, из года в год работающего на узнаваемость Великих Лук и приносящего копейку-другую в бюджет.

В этом году спортсмены стали съезжаться на встречу за несколько дней до официального открытия праздника: кто-то устраивал тренировочные полеты, кто-то общался со старыми знакомыми. Висящие же над улицами и проспектами аэростаты горожан не смущали: привыкли.

Самое интересное начинается в ближайшую к открытию субботу. Спортсмены разыгрывают неплохой денежный приз (на этот раз на кону было около $3 тыс.) в соревновании кей-граб — эдаком симбиозе городской игры и спортивного воздухоплавания. Участники должны стартовать в оговоренных пределах, долететь до указанной точки и сбросить в ловушку специальный маркер в определенный период времени.

Как можно догадаться, в случае с воздухоплаванием в игре появляются нюансы. Погода, сила и направление ветра, выбор места старта — все в конечном итоге влияет на конечный результат. За час до начала главный судья проводит брифинг, озвучивая вводные: «Стартовать можно только за пределами городской застройки, но не далее 5 км от черты города. Ветер сегодня западно-северо-западный, ловушка откроется в 19:45 и закроется в 20:15».

Участники спешно рассаживаются по машинам. Мы увязываемся за двумя авто с пермскими номерами, чтобы посмотреть на разворачивание аэростата и полет до точки. Суровые ребята из Предуралья мчат по великолукским улицам строго на запад — такой же стратегии придерживаются и остальные. За небольшим полем с пшеницей наш экипаж сворачивает в бурьян — из-под колес летят комья жирной псковской грязи, разлетается докучливая мошкара. На полный боевой расклад у спортсменов уходит всего минут десять, даже остается время на перекур: ранний старт может отсечь шансы на награду, ведь, как мы помним, ловушка открыта только с 19:45.

«Конечно, аэростат — это хобби, а не бизнес, — философствует „старший“. — Кое-какие деньги зарабатываются на катаниях, но их хватает разве что на то, чтобы приехать в Луки на очередную встречу да попробовать силы в чемпионате. Вот как в этом году: подзаработали и поехали к старым знакомым».

Пилот дает команду начинать надувать шар. Времени на это уходит всего ничего: мощный вентилятор нагнетает в сферу воздух, огромный аэростат быстро набирает форму, расправляет складки, с шумом приподнимается над землей. Включение газовой горелки кардинально меняет ситуацию: только что лежавший на боку гигант вдруг взмывает ввысь, пытаясь оторвать швартов, привязанный к внедорожнику. Наконец пилот решает отчаливать, концы отданы — аэростат уходит в небо.

У берегов Ловати уже полно народу. Посередине реки установлена та самая ловушка, в которую наиболее удачливый спортсмен опустит свой маркер и прибавит команде уважения и 100 тыс. российских рублей. Но разочарование приходит слишком быстро: внезапно сменившийся ветер относит аэростаты юго-восточнее расчетов, к заветной корзине не может приблизиться ни один участник. Лишь под самый конец гонки над рекой появляется потенциальный победитель: литовский экипаж выбрал наиболее удачную точку старта и промахивается мимо корзины всего на несколько десятков метров. Собравшаяся на набережной толпа бурно встречает лидера, но и у него не выходит поразить цель. Забегая вперед, скажем, что комитет соревнований принял решение поощрить балтийских воздухоплавателей призом в 50 тыс. рублей.

В воскресенье в Великих Луках начались собственно официальные мероприятия, предваряющие чемпионат России. С утра в небо поднялись спортсмены в рамках тренировочных полетов — их старт был от крепостного вала в центре города. Здесь же вечером был запланирован общий старт для зрителей.

Главным судьей чемпионата стал Гинтарас Шуркус, сообщивший основные данные: рекордное количество участников, планируемый рекордный масс-старт, именитые спонсоры, большой интерес прессы к мероприятию: «Моя принципиальная позиция как спортивного директора встречи — работа воздухоплавателей на публику. Простые жители города должны видеть красоту полетов, только так мы сможем добиваться финансирования от спонсоров. Поэтому ранние отлеты будут начинаться за городом, а заканчиваться в центре. А вечером — наоборот: начнем из центра и закончим за чертой Великих Лук».

Господин Шуркус проводит брифинг для пилотов: разъясняет правила чемпионата, уточняет формат ведения трека полета, перечисляет те нарушения, которые повлекут начисление штрафных баллов.

К нашей радости, среди участников встречи обнаруживается и команда из Беларуси. Пилот Дмитрий Бондаренко и его племянник управляют аэростатом «Радужный», а базируется он в Минске. В экипаже числится и единственная в нашей стране женщина-пилот, но в этот раз в Луки приехать Катерина не смогла. У Дмитрия за плечами богатый опыт пилотирования, хотя началось все, скорее, случайно: «Ехал по шоссе, увидел „шарик“ над землей — проследовал за ним, познакомился с командой… Выучился, стал их участником, потом и самостоятельным пилотом. Просто понравилось — и полетел».

Минчанин признается, что увлечение аэростатами — недешевое. Стоимость аппарата составляет около €50 тыс., а коммерческой деятельности, связанной с ним, он почти не ведет. Так, корпоративы, частные заказы. Пилотирование было и остается хобби. Дмитрий признается, что практически никогда не упускает хорошей погоды, чтобы полетать, будь то в Заславле или где-то еще.

«Я не могу сказать, что в Беларуси не развито воздухоплавание, — отвечает на наш вопрос о современном положении дел в этом виде спорта Дмитрий Бондаренко. — Нас просто мало, у нас пока нет федерации, еще ни разу не проводился чемпионат (хотя в этом году он состоится). Но увлеченные люди есть».

Дмитрий — один из них. На аэростате он перелетел через Альпы, а в российскую столицу воздухоплавания приезжает каждый год. В этот раз из-за загруженности в чемпионате не участвует, но показательные полеты совершит.

«Сказать, что в Беларуси есть какие-то сложности с проведением полетов, нельзя, — уверен минчанин. — Да, у нас разрешительная, а не заявительная система, но никаких проблем нет. Так, в Минске выделена зона под Заславлем, нет препятствий для полетов и в других городах. За сутки подается заявка на использование воздушного пространства, которую рассматривают военные и другие заинтересованные органы. За полтора часа уточняем наши намерения, направление дрейфа, ждем подтверждения. Ну а в полете связываемся с диспетчерами, докладываем о занятой высоте, скорости полета — все как принято в небе».

Дмитрий Бондаренко прокомментировал для нас неутешительные итоги кей-граба, состоявшегося накануне: «Надо понимать, что возможности аэростата за триста лет практически не изменились: как и прежде, всем управляют стихия и… скажем так, чутье пилота. Мудрый, опытный пилот способен тоньше „прочувствовать“ небо, лучше выбрать позицию, высоту. Но в жаркий день опыта может не хватить: быстро меняющиеся погодные условия вносят коррективы в план полета».

Сложные метеоусловия в Великих Луках в эти числа еще внесут коррективы в наши редакционные планы, но на момент беседы с Дмитрием Бондаренко мы еще об этом не знали.

Торжественной колонной участники встречи направляются к месту массового старта. С мигалками и сиренами, как положено в России, они проносятся к замчищу, центр которого выбран для начала полетов. Нас определяют к команде из Подмосковья — у них заметный шар с портретом иконы революционного движения Че Гевары.

Однако в небо успевают отправиться всего несколько аэростатов. Почетные первые места отданы чемпионам прошлых лет, они взмывают в воздух и уносятся на северо-восток под радостные крики толпы. Затем старты прекращаются. Причины знают только пилоты, которым их сообщает офицер по безопасности. С юга идет грозовой фронт, ветер несет аэростаты в сторону болот за городом, и для большинства экипажей полеты закрыты. Наш опытный пилот еще ждет решения судьбы, но и он в конце концов получает отказ.

В общем, как и триста лет назад, балом правит стихия.

Благодарим компанию «Атлант-М Британия» за предоставленный Land Rover Defender, без которого подготовка этого репортажа была бы невозможна.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by