Известный белорусский психолог Ольга Андреева: «Мужчины должны быть благодарны феминизму — он дал им образованных жен»

 
38 574
28 мая 2014 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: из личного архива Ольги Андреевой
Автор: Полина Шумицкая. Фото: из личного архива Ольги Андреевой

Ольга Андреева — персона в среде минских психологов известная. Семейный психолог, член Международной ассоциации семейной терапии, она много времени проводит в разъездах, предпочитая европейскую умиротворенность разноплановой белорусской действительности. Ольга создала успешную, счастливую семью, воспитала сына. При этом она называет себя стопроцентной феминисткой, впрочем, как и своего супруга, сына и всех друзей. Onliner.by поговорил с Ольгой Андреевой о гендерных предрассудках, умных женщинах, уходящем в прошлое патриархате и пользе феминизма.

— Какие гендерные стереотипы и предрассудки живут в головах у белорусов?

— В нашей стране присутствуют все гендерные предрассудки, какие только могут быть. Беларусь в гендерном смысле очень консервативна.

— В плохом смысле консервативна?

— Конечно. А в каком еще, если речь идет о гендерных предрассудках? Гендерная консервативность берет истоки в само́м белорусском менталитете. Если посмотреть на сборники фольклора, которые готовили наши исследователи, то там очень много противостояния мужчины и женщины, нет уважения к противоположному полу ни с той, ни с другой стороны. В белорусских песнях, например, мужчины упрекают женщин в назойливости, излишнем контроле, а женщины называют мужчин безответственными, ленивыми, пьющими. И на уровне массового сознания очень мало что изменилось.

При этом, конечно, в нашем обществе есть немало образованных, гендерно чувствительных людей, которые понимают, что ролевое положение мужчин и женщин — это не закон природы, а социальный конструкт. Эта группа людей вступает в противоречие с теми, кто занимает абсолютно консервативную позицию, не вписывающуюся в сегодняшние реалии. Общество неоднородно, хотя консервативная часть пока все же доминирует. Люди с консервативной позицией, безусловно, имеют право на такое мировоззрение, но против чего я всегда выступаю, так это против агрессивного навязывания этой позиции другим людям.

С мужем Игорем Андреевым

— Вас можно назвать феминисткой?

— Меня можно на сто процентов назвать феминисткой. Кроме того, феминистами являются мой муж и мой сын. И все мои друзья — тоже феминисты, без единого исключения. С другими я бы просто общаться не стала. Что я имею в виду, когда говорю о феминизме? Равные права для мужчин и женщин. Для меня это не вопрос борьбы, не вопрос того, кто лучше, а кто хуже. Я исхожу из идеи одинаковой ценности каждого человека. Мы должны быть благодарны феминизму как движению за то, что он дал женщине право на образование, на труд, на собственность, на человеческое достоинство, на самостоятельное принятие жизненных решений. Я думаю, мужчины от этого тоже выиграли, ведь образованная женщина гораздо интереснее, с ней вообще-то есть о чем разговаривать. Наверное, лучше прожить в браке 40 лет с умной женщиной, чем с идиоткой. Еще есть достаточно серьезные исследования, которые подтверждают, что на степень развития ребенка в семье основное влияние оказывают уровень образования и социальный статус матери. Так что если мужчина хочет, чтобы его дети были умными и образованными, он должен выбирать им в матери умную и образованную женщину.

Повторюсь еще раз. Сегодня феминизм — это не война, это умение видеть друг в друге человеческую полноценность. Отношения мужчин и женщин — это не поле для борьбы, а умение ценить и уважать друг друга. Если мне какой-нибудь мужчина скажет, что он умнее женщины, пусть он это еще докажет. По правде говоря, умный, образованный мужчина не будет считать, что он априори умнее любой женщины.

В Вене у дома, в котором жил Фрейд

— Как, по-вашему, должны вести себя люди, которые хотят иметь счастливую семью?

— Я склонна думать, что нет одного рецепта для счастливой семьи. Каждая пара должна создать собственную модель счастливой семьи, которая будет подходить только этой паре. Сколько людей, столько и моделей. Главное, чтобы люди смогли договориться, создать такое поле, где каждый уважаем, учитываются потребности каждого, никто не унижен, есть возможность быть самим собой. А какие конкретные правила для этого существуют, это не принципиально. Самое главное, что нужно для психологически здоровой семьи, — это взаимное уважение. Ведь любовь всегда короче жизни. Я имею в виду любовь в том смысле, в котором ее понимают в юном возрасте. С годами она трансформируется. Иногда любовь, которая выступает как поглощающая страсть в юные годы, никак не связана с интересом к личности объекта любви. Такая любовь принесет много боли и мало радости. На этом не построишь счастливый брак. А вот уважение к различиям — это основа современной культуры и толерантности. Уважению человек учится с раннего детства в своей семье, здесь нужна цепочка поколений. Это во-первых.

А во-вторых, уважение должно культивироваться самим обществом. Мы же с чем столкнулись во время этого хоккейного чемпионата? Возникла проблема, как научить белорусскую сферу услуг быть вежливой. Вдруг. На две недели. Потому что внезапно стало очевидно, что нашим работникам торговли не хватает воспитанности и образованности. Что таксисты не говорят по-английски. Что милиции недостает дружелюбия.

За обедом в Нью-Йорке

— Как психотерапевт вы часто сталкивались с жалобами белорусок на гендерную дискриминацию?

— Да. Многие клиентки жаловались на то, что работодатели не верили в их потенциал лишь потому, что они женщины. Хотя на самом деле они были серьезными профессионалами. Я знаю немало случаев насилия в семьях… Все это проистекает от того, что не добившемуся успеха мужчине выгодно иметь убеждение, что все женщины по определению хуже него самого.

Есть прекрасная книга американской писательницы Наоми Вульф «Миф о красоте». В ней говорится о том, что, когда во многих странах мира женщины добились равных прав, мужчины нашли одну сторону, в которой женщина продолжает оставаться уязвимой, — это ее внешность. И они бьют туда: «Ага, ты добилась успехов в бизнесе, но ты недостаточно красива, мужчины тебя не любят, ты не замужем, значит, ты неудачница». То есть бьют в женскую идентичность, которая нередко опирается на внешность, востребованность у мужчин. Это просто ужасно.

Мне смешно, когда наши мужчины начинают говорить про западных женщин, что они страшные. Просто девушки на Западе ходят без макияжа. А красоты не меньше. Отнимите у белорусских женщин косметику и возможность превратиться в блондинку… Что будет тогда? Славянских женщин же как «затачивают»: если она не замужем или не в отношениях, значит, она неудачница. А если она предпочитает быть одна, но не вступать в отношения с мужчиной-неудачником? Что тогда делать? Тогда мужчина старается ее уколоть.

Именно поэтому наши девушки нередко ищут себе иностранцев. Не ради богатства, но чтобы быть с европейскими мужчинами, которые научены уважать женщин. Ведь женщине уважение нужно больше, чем материальное содержание. В реальности большинство женщин зарабатывают не меньше мужчин.

— В таком случае желание женщины, чтобы мужчина оплатил за нее счет в ресторане, — это признак чего-то неправильного?

— Понимаете, человеческие отношения устроены определенным образом. Чувство справедливости у людей возникает только тогда, когда соблюден баланс между «брать» и «давать». Если женщина желает, чтобы мужчина платил за нее в ресторане, то совершенно правомочен вопрос: каков будет ее вклад в этот проект? Что она будет предлагать за, пардон, оплаченную еду? Если женщина не готова ничего предложить, то она должна платить за свою еду. А если это элемент ухаживаний, который предполагает, что мужчина тоже что-то получает, — тогда не вопрос.

Пускай женщина делает больше ставок на собственные достижения. Тогда и не нужно будет, чтобы мужчина за нее платил. Женщинам нужно больше реальных амбиций. Ведь самые выгодные инвестиции — это инвестиции в самого себя. Если женщины будут это понимать, уровень их уязвимости будет ниже.

— Как вы считаете, изменятся ли представления белорусов о ролях мужчин и женщин в ближайшем будущем?

— Сейчас очень многие остаются в парах только из-за страха одиночества. Это навязанная обществом зависимость от отношений. Она формируется в культурах с низким уровнем демократии, потому что людьми, которые зависят от отношения к ним других людей, очень легко управлять. По сути, все социальные институты в Беларуси формируют человека, зависящего от мнения других людей. Начиная от школы и заканчивая массовой поп-культурой. Все эти песни со строчками «Я не могу без тебя жить»… Да любой человек может жить без другого! Все эти институты формируют зависимую личность, и тогда у человека появляется ощущение, что он один пропадет, один не представляет ценности.

Но все равно люди идут к тому, что в отношениях должны быть учтены интересы и женской стороны, и мужской. И тем, кто занимает позицию априорного превосходства и доминирования мужчин, все равно придется смириться с происходящими в современном мире изменениями. Просто эта позиция очень удобная. Тогда мужчине не нужно иметь никаких достижений, кроме первичных половых признаков: ни ума, ни образованности, ни результатов. Он получает такой неоспоримый бонус с момента рождения в этой модели! Он дает себе право претендовать на самых лучших женщин без каких-либо усилий со своей стороны. А не получится. Эта модель не сработает. Потому что мы не можем оставаться в стороне от мирового социального процесса. Он идет, а консервативные люди пытаются с ним бороться. Но как можно бороться с сильным ветром или волной? Бессмысленно, они все равно тебя победят. Консерваторы подобны человеку, который в какой-то момент решил, что ему не нужен смартфон, и продолжает ходить со старой Nokia. Этот человек безнадежно отстанет. Нужно все время осваивать новые технологии и понимать социальные процессы. Они так же объективны, как и технический прогресс.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by