Маленький и юркий, словно стрекоза, Robinson R44 Raven 1 быстро набирает высоту. За несколько секунд мы поднимаемся на 10 метров и летим над полем-аэродромом в сторону Уручья. «В России, где я работал долгое время, богатые люди покупают вертолеты и летают на них за грибами, — говорит в микрофон пилот-инструктор Сергей Друй. — Вот-вот эта тенденция придет и в Беларусь». О первых в стране вертолетных курсах для любителей, ценах, сложностях и новых транспортных трендах читайте в нашем материале.
* * *
Недалеко от здания аэроклуба на Боровой, ближе к заславской трассе, за забором сделали вертолетную площадку. Рядом идут строительные работы — новый вертолетный клуб, который возводит под Минском группа компаний «А-100», будет расширяться. Специалисты говорят: решили заняться нестандартным бизнесом, так как посчитали его перспективным. Вряд ли в обозримом будущем белорусы толпами пересядут на вертолеты и вертолетики. Но первые желающие уже появились. Это люди, которые хотят летать. И у которых есть на это деньги.
— Лицензию мы получили в начале марта. А с апреля начали плотно работать, — рассказывает летно-технический директор вертолетного клуба «АвиА-100» Дмитрий Матковский. — Сейчас у нас 7 курсантов. Уже набрана вторая группа. Все мужчины, достаточно молодые люди. В основном руководители крупных фирм, директора, бизнесмены, решившие реализовать свою мечту.
В небольшом учебном классе идет занятие по аэродинамике.
— Что такое потребная и располагаемая мощность? Какие силы действуют на вертолет при посадке? — пытает курсантов преподаватель.
Бизнесмены заглядывают в конспект и диктуют ответ.
— Первое условие для тех, кто хочет научиться летать, — соответствовать требованиям по здоровью, — продолжает директор. — Все учлеты проходят комиссию ВЛЭК по 2-му классу — как пилоты-любители. Она не сильно отличается от комиссии водительской. Разве только больше справок нужно собрать. Не пройдут те, у кого плохое зрение, серьезные сердечно-сосудистые заболевания. Это и логично.
Дальше — теория. 172 часа, или три с половиной недели занятий, если не брать в расчет выходные. Лекции курсантам читают преподаватели Минского государственного высшего авиационного колледжа, пользуясь пособиями, методичками и прочей матбазой вертолетного клуба. Учеба проходит в основном во второй половине дня, чтобы было удобно деловым людям.
После теоретической подготовки — отработка навыков в воздухе. Налетать с инструктором нужно 42 часа. После сдачи внутреннего экзамена курсанты получат свидетельство пилота-любителя и смогут пользоваться Robinson самостоятельно. Цена удовольствия — около 7 млн рублей за теорию. И около $23 тыс. за «воздух»: один летный час стоит примерно $550.
* * *
Пока в вертолетном клубе один Robinson R44. Сергей Друй объясняет, почему решили остановиться на этой модели:
— Он легкий — тонна с небольшим. Прост в управлении. В Ми-2 150 различных тумблеров, а здесь производителю честь и хвала: есть лишь необходимый минимум. Педали, ручка управления, рычаг «шаг-газ» — освоить все можно быстро. Самое сложное для новичков, кстати, не взлет и не посадка, а сохранение равновесия в воздухе. Но и этому научиться можно.
Максимальная высота полета R44 — около 4000 метров (хотя в Беларуси летают на 250—300 метрах), максимальная скорость — 240 км/ч. Объем баков (их тут два) — около 180 литров, расход — в пределах 55—60 литров в час. Среднее время полета — 3,5 часа. Вертолет «кушает» авиационный бензин Б-91/115. В России, по словам нашего собеседника, литр стоит около $4. Купить без проблем его можно и в Беларуси.
— Насчет безопасности, — продолжает Сергей Друй. — В интернете можно почитать достаточно грустные вещи, и про Robinson в том числе. Например, про столкновения с птицами. Сам видел, как птичка пробила стекло и вошла в приборную доску. Но вероятность минимальна. Как правило, причиной происшествий становится человеческий фактор, а сама техника надежная. Все зависит от того, как учить. Я обычно объясняю «по-пензенски» — чтобы и неграмотному человеку, окончившему 4 класса церковно-приходской школы, было понятно, что делать надо, а что нельзя. А когда меня спрашивают, что опаснее, ездить или летать, отвечаю без раздумий: первое. На вертолете я могу увернуться не только влево или вправо, но еще и вверх и вниз.
— Про Россию и полеты за грибами — пошутили? — спрашиваем у инструктора.
— Отнюдь. Берут жену, детей, GPS, чтобы не заблудиться, и летят в лес — туда, куда ни одна машина не заедет. Ведь специально подготовленной площадки для этой модели не требуется. В РФ такую технику приобретают люди самодостаточные, с высоким заработком — руководители строительных фирм, банков, крупные госслужащие. Три-четыре раза я возил тверского губернатора. Он садился сзади, тихонько работал на ноутбуке. Вертолет арендуют и чтобы девушку в субботу на базу отдыха отвезти, не стоять в московских пробках.
Вначале многие россияне покупали вертолеты как игрушки и потом не знали, что с ними делать. Приехал на аэродром, сделал три круга, попил чаю — и домой. Потом начали развивать вертолетный спорт. Создали команду, достигли успехов. Хочу заняться этим и в Беларуси.
* * *
Стоит Robinson R44 Raven около $650 тыс. Из Америки его доставляют в трех контейнерах. Собрать могут на месте, в Минске.
— Некоторые наши курсанты уже изъявили желание купить такой вертолет, — говорит Дмитрий Матковский. — Мы же, в свою очередь, готовы обеспечить услуги по хранению, обслуживанию, заправке, подготовке к полетам, подаче заявок, составлению летных планов. Когда завершим строительные работы, сможем обслуживать около 10—15 вертолетов.
— Ладно там — Москва. Зачем вертолет белорусу, пусть и богатому?
— Мотив, как это ни странно, очень простой: на вертолете можно спокойно полететь в любую точку Беларуси. При должном знании английского — и за рубеж. В тот же Вильнюс, например. Можно и на дачу. Кстати, со временем 90% владельцев уходят в вертолетный спорт, который затягивает.
Мы же используем машину не только для обучения. Проводим обзорные экскурсии. Вот буквально на днях люди отмечали день рождения, заказывали полет. Есть и услуга аэротакси. Пока ей никто, правда, не пользовался, ведь только недавно начали. Цена? Одинаковая для всех — $550 за час.
— Если у тебя собственный вертолет и ты хочешь слетать в Витебск на «Славянский базар», сколько бумажек придется оформить при нашей разрешительной системе?
— Заявка отправляется по факсу в местный диспетчерский пункт. В закодированной форме указываются маршрут, точки перехода, где и с кем надо связаться по рации, какая частота и так далее. Заявка, как правило, подается до 15:00, если планируешь лететь завтра. Если нужен срочный перелет (исключительно из точки А в точку Б), можно отправить за три часа до вылета. С любителей деньги за это не берут.
Разумеется, существует вероятность получить отказ: проводится какой-то полет, учения, работает полигон. Маршрут может быть отклонен или скорректирован по времени. В любом случае ничего сверхсложного в такой системе нет. Если человек не желает вникать в процесс, может заключить с нами договор — будем подавать заявки за него.
Уведомительная система, признает директор клуба, придала бы развитию малой авиации в Беларуси новый импульс. Как это произошло в России, где ее ввели несколько лет назад.
— По сравнению с Москвой, где один только клуб имеет больше 200 «Робинсонов», мы далеко позади, — говорит Матковский. — В Беларуси пока только 4 таких вертолета: наш, в Robinson Club, два у частных лиц. Отстаем сильно. Но этот тренд у нас только формируется. Уверен, через три-четыре года счет в Беларуси пойдет уже не на единицы, а на десятки частных вертолетов разных марок и моделей.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by