Блогер Nafanko пожаловался, что дважды, в разное время сняв валюту в банкомате одного банка, он получал доллары, которые не хотели принимать и менять в обменниках других банков. Любопытно, что в этот же день, когда случился последний конфликт, Нацбанк разослал по всем банкам письмо с рекомендациями смягчить требования по приему валюты с незначительными повреждениями.
Первый случай произошел зимой, когда Nafanko снял деньги в банкомате «Банка Москва-Минск».
— Как мне объяснили в обменном пункте — вся моя кипа баксов «светится», — пишет блогер. — Такие купюры они принять не могут. На мой вопрос, настоящие ли они, кассир ответил, что да, они вполне настоящие, и мало того, подтвердил, что по всем внешним признакам эти доллары еще не бывали в ходу, только-только из пачки.
Купюры из-за неправильных условий хранения съел какой-то грибок, потому как американская купюра на 75% состоит из хлопка и на 25% из льна. Единственный выход из ситуации — сдать доллар на «инкассо» (обмен) любому банку, при этом будет удержано 5—10% от суммы обмена, и ждать около месяца придется, пока будет проведена экспертиза.
Конечно, можно обменять эти баксы у «менял» или рассчитываться с таксистами, но ведь неблагородно — так грешить. Возникает вопрос, как банк допустил, что неплатежеспособные купюры были заряжены в кассету банкомата? Ладно бы я эти доллары получил с рук, у цыган или туристов, — нет же, в самом лицензионном месте.
История получила продолжение несколько дней назад, когда тот же блогер снял деньги в том же банкомате. И снова получил несовершенную купюру.
— Эту стодолларовую купюру отказались принимать в обменниках, потому как у нее срезан уголок и нанесена краска, — рассказал Nafanko.
После этого блогер пошел в «Банк Москва-Минск», где кассир без удивления и дополнительных вопросов поменяла ему купюры. По мнению Nafanko, это доказывает то, что подобных обращений в данном банке немало и сотрудники привыкли к этому. По мнению самого банка, куда Onliner.by обратился за комментарием, это следствие доброй воли банка и реакции на рекомендации Нацбанка.
Да, по иронии судьбы в тот же день было обнародовано письмо Нацбанка, в котором коммерческим банкам было рекомендовано принимать от граждан валюту с незначительными повреждениями.
— В Национальный банк поступают обращения граждан с жалобами на отказ в приеме некоторыми банками банкнот в иностранной валюте, имеющих незначительные повреждения — надрывы, потертости, загрязнения, образовавшиеся в процессе естественного обращения банкнот, а также пятна, люминесцирующие в ультрафиолетовых лучах, — говорится в письме. — Чтобы избежать нареканий от граждан и укрепить их доверие к деятельности банковской системы, Нацбанк рекомендовал банкам пересмотреть установленный в соответствии с нормативными правовыми актами перечень признаков платежности банкнот в иностранной валюте и при необходимости внести соответствующие изменения, позволяющие обеспечить должное качество обслуживания клиентов.
Вот что сказал начальник отдела маркетинга «Банка Москва-Минск» Артем Корбут:
— Из-за того, что признаки платежеспособности банкнот в иностранной валюте устанавливаются каждым банком самостоятельно, нередко возникают ситуации, когда валюту, приобретенную в одном банке, отказываются принимать в другом.
Купюра, снимок которой размещен в блоге 3 февраля, по требованиям нашего банка является платежеспособной. В связи с тем, что у клиента возникли проблемы при попытке обмена данных купюр, мы незамедлительно предложили заменить их на новые.
Купюра, снимок которой размещен в блоге 23 апреля, имеет явные повреждения — нарушена ее целостность. Клиент обратился с претензией о том, что банкомат в Гомеле выдал поврежденную купюру. Однако объективных доказательств того, что купюра получена в банкомате «Банка Москва-Минск», нет. Согласно рекомендации Национального банка о принятии от граждан незначительно поврежденной валюты руководством банка в частном порядке было принято решение о замене данной купюры на новую в случае ее достаточной платежеспособности, о чем были проинформированы специалисты отдела кассового обслуживания. Этим и объясняется реакция кассира.
Банк имел полное право не принимать данные купюры, что повлекло бы дополнительные расходы со стороны клиента. Поэтому столь негативная форма изложения претензии в данном блоге нам непонятна. В обоих случаях банк пошел навстречу клиенту.