В цикле «Работа» Onliner.by рассказывает о простых белорусах. Занимаясь повседневным трудом, зарабатывая на жизнь, они создают не только свою личную историю, но и общую историю страны. Одни из них плывут по течению, другие поймали удачу за хвост. Наши сегодняшние герои называют себя счастливыми, потому что занимаются любимым делом. Кому-то оно может показаться экстравагантным, ведь минчане Виктор Шевцов и Константин Дударев не возят из Москвы шмотки, а… изготавливают доспехи. О необычной профессии, заказах, расценках, коллекционерах и призвании — в нашем материале.
Мастерская, где работают Виктор и Константин, расположена на окраине Минска. Обычное помещение: молотки, станки, отвертки. Только в центре — рыцарский доспех стоимостью более $20 тыс., а на стенах — щиты и шлемы. Оружейники XXI века рассказывают о том, почему решили заняться нетипичным для Беларуси бизнесом.
Константин: Все началось в ранней юности. Мы увлекались рыцарским движением, исторической реконструкцией. Я скульптор, окончил Академию искусств. Виктор — инженер по сварке. Сначала мы изготавливали доспехи для себя, помогали соклубникам, а потом решили работать профессионально. В 2004 году организовали мастерскую под названием «Стальное наследие».
Виктор: На первых порах это был своего рода эксперимент. Мы оставались на основных работах, а вечерами, по выходным выкраивали время и выполняли заказы. Когда ощутили почву под ногами, появилась уверенность, что можем себя обеспечить, уволились и занялись исключительно доспехами. Купили необходимые инструменты, оснастку, запустили сайт. Пошли заказы из-за рубежа — из Америки, Европы и с Ближнего Востока. Одним из наших заказчиков был президент Общероссийского военно-исторического движения. Предмет гордости — заказы для белорусских исторических музеев. Мы получили возможность сделать доспехи для Мирского и Несвижского замков. Это произошло во многом после того, как освоили технологию старения металла. Музеям не нужны шлифованные и отполированные доспехи, им требуются экспонаты, максимально похожие на исторические.
Константин: Для Мирского замка мы изготовили большой арсенал. Многие, наверное, видели наш доспех крылатого гусара. Было много проектов и с Несвижем. Потом случилась девальвация, Несвижскому замку, к сожалению, сократили финансирование.
Виктор: Наша, если можно так назвать, идейная работа — воссоздание манифера, защитной латной перчатки Радзивилла Черного. Сохранились только отдельные части этого доспеха, который считается единственным в своем роде. Эти разрозненные элементы хранятся в музеях Нью-Йорка, Вены и Парижа. Мы взяли один элемент, который считается утерянным, — рукавицу для конных поединков. Известно, что гарнитур изготовил для Радзивилла мастер Кунц Лохнер. Нашли сохранившийся доспех этого мастера, по его образцу, выдержав стилистику, сделали манифер. Его также приобрел Мирский замок.
Кому все это надо
Виктор: Как такового рынка в Беларуси нет. Скорее, рынок сейчас является не республиканским, а международным. Приходится конкурировать не с белорусами, а с мастерами со всего мира.
Константин: Если говорить, для кого мы работаем, то это точно не реконструкторы. Редкий человек в Беларуси может позволить себе заказать подобные вещи, чтобы потом пойти в них в бой. Среди основных клиентов, помимо музеев, — коллекционеры. Вряд ли кто-то из них будет использовать доспехи по прямому назначению — скорее, их поставят в комнате на видном месте. Но все равно заказчики хотят, чтобы все работало, одевалось, подходило, было функциональным. Был у нас заказ и от крупнейшего коллекционера восточного побережья США — тоже повод для гордости.
Модельеры по стали
— К примеру, заказчик просит вас изготовить доспех периода Грюнвальдской битвы. С чего начинается работа?
Виктор: Мы выбираем конкретный образец, который человек хочет заполучить. Полностью снимаем с заказчика размеры. Фактически работаем, как обычные модельеры. Фотографируем клиента в полный рост, фотографируем голову в фас и профиль. Потом на бумаге рисуем эскиз. Прорисовываем все элементы, все пропорции. Далее снимаем выкройки и работаем уже в листовом металле: на горячую или на холодную. Чеканка, пропиловка — тут масса технологических моментов. Что-то выковываем, что-то иногда свариваем.
Константин: При этом в процессе работы человек может увидеть, как доспех будет сидеть на его фигуре. Часто бывает, заказчик представляет себе какой-то готический облик амуниции, а у самого пивной живот. Стараемся, чтобы изделие смотрелось эстетично, красиво.
Год на работу
Константин: Доспех, который сейчас стоит в нашей мастерской, — образца 1530 года. Это немецкий доспех постмаксимилиановской эпохи, или эпохи раннего Ренессанса. Его заказал минский бизнесмен, любитель истории. Над этим доспехом мы работали год!
Виктор: Если говорить о простом доспехе, самый короткий срок, за которой можно справиться, — 4—5 месяцев. В случае если мы будем работать вдвоем.
Константин: В средние века доспехи эволюционировали регулярно, каждые 20—30 лет. Конец XIV — начало XV веков — ранняя готика, совершенно простые по форме доспехи, много элементов из кольчуги. Но доспех полностью покрывал тело воина. В конце XV века появились изящные линии, ребра, напоминающие водную рябь. В дальнейшем технологии оттачивались, металл становился более тонким, а доспех — более легким.
О бутафории
— Если бы вы могли отправить заказчика-бизнесмена в вашем доспехе на средневековое поле боя, как быстро он расстался бы с жизнью?
Виктор: Все зависит от его боевой подготовки! А также от того, будет доспех закаленный или нет. Иными словами, готов ли заказчик оплатить по-настоящему боевой, рабочий доспех. Если да, тогда он будет ничуть не хуже, чем делали несколько веков назад. Современная сталь во многом позволяет делать доспехи более твердыми.
— Если говорить о весе, неподготовленный человек может чувствовать себя комфортно, облачившись в сталь?
Виктор: Из того, что мы делали, самым тяжелым был доспех весом 35—40 килограммов. Если все сделано правильно, носить такой сможет абсолютно любой мужчина, не обязательно спортсмен. Вес распределяется по всему телу, он не будет висеть на шее, как гиря. Другое дело, какие действия такой «рыцарь» будет в состоянии выполнить.
— Современным мастерам работать гораздо легче, чем средневековым?
Константин: Конечно, в XVI веке все было по-другому. Но во многом сейчас сложнее именно нам. Тогда работа шла по накатанной, навыки передавались из поколения в поколение. И мастера делали доспехи по моде своего времени, а мы делаем доспехи разных периодов. В последующие века мастерство во многом было утрачено, так как необходимость в доспехах исчезла. В итоге теперь мы вынуждены придумывать некоторые вещи заново, гадать: а как это было у них? Что касается инструментов, то в этом плане, разумеется, легче уже нам. Не нужны горны и средневековые методы резки, есть болгарки, станки, электросварка.
— Кстати, к какому виду деятельности отнесли вашу профессию белорусские чиновники?
Константин: Конечно же, такого вида деятельности в реестре РБ не оказалось. Поэтому при регистрации оформили как «деятельность в области искусства».
Зарплаты и творчество
Виктор: При расчете стоимости изделия мы стараемся, чтобы по заработку получалось не меньше $600 на человека в месяц. Это минимум. Стремимся прийти к зарплате в $1000. Чаще выходит нечто среднее.
Константин: Закладывать цифры поинтереснее не получается: в таком случае доспех будет сложно продать. В Беларуси очень мало людей, готовых заплатить те же $20 тыс. за изделие, которое делается не меньше года.
Виктор: Мы не работаем исключительно на зарплату, чтобы быстрее сделать и быстрее забрать деньги. Стараемся, чтобы конечное изделие вышло в чем-то совершенным. Если видим какие-то нюансы, лучше переделаем, попросим заказчика подождать. Вопрос престижа, имиджа, если хотите. Что касается зарплат, то, по ощущениям, кузнец, который делает лестницы, зарабатывает гораздо больше, чем мы.
Константин: В кузнечном бизнесе отталкиваются от $1000, мы на эту цифру выходим далеко не всегда. Но ведь и не это главное. Мы не занимаемся рутинной работой, от которой устают психологически. Как раз наоборот. Это чистое творчество, которое приносит удовольствие и нам, и нашим заказчикам.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by