Сколько на самом деле стоят цветы, которые вы купите сегодня и завтра?

 
07 марта 2014 в 10:02
Источник: «Рэспублiка»
Источник: «Рэспублiка»

Дарить цветы к 8 Марта — неотъемлемая часть праздничного ритуала. Сегодня в магазинах выстроятся очереди: букеты будут брать поштучно и охапками. И каждый второй все равно подумает: «Ну и цену заломили цветочники! Каждый год одно и то же: натуральный грабеж». Журналисты решили развенчать некоторые стереотипы этого бизнеса и заглянули в бухгалтерские отчеты.

«Тюльпан — раз. Тюльпан — два. Три… Продано!» Цветы с молотка расходятся с голландских аукционов по всему миру. И дальше к нам, фурами. Оптовики, участвующие в виртуальных торгах, выкупают лоты одним кликом мышки. Не успел — опоздал. По таким законам работает и цветочный «Уолл-стрит» — главный аукцион в Аалсмеере. По своей территории он сравним с княжеством Монако. В день там продается больше 21 миллиона свежесрезанных цветов. Годовой оборот — 4 миллиарда евро. 84% цветов, продаваемых на планете, проходит через эту биржу.

Вместе с крупной оптовой фирмой мы закупили в Аалсмеере партию товара к 8 Марта.

Монитор «расчерчен» на графы и столбцы, много цифр, каких-то обозначений… Монитор высвечивает лот «Белые каллы».

— Нам как раз нужны. Возьмем 200 штук, то есть 8 коробок. Вот здесь, — Виктория Лемешко, специалист по ВЭД фирмы «Гранфлор» показывает на одну из граф, — информация о производителе и все характеристики цветка: длина стебля, степень раскрытия бутона… Нам подходит, и по стартовой цене тоже — 2 евро за единицу.

Аукцион проходит по принципу понижения цены. Торги стартуют с максимальной стоимости, и с ударом молотка она постепенно падает, едва ли не посекундно. Партию купит тот, кто первым нажмет на кнопку.

Растаможка удвоит цену

Виктория пристально смотрит на круглый «циферблат» на экране: стрелка ползет к минимальной цене. Меньше чем через минуту решительно кликает мышкой:

— Все, купила: 74 евроцента за цветок. Но это не окончательная стоимость. На нее аукцион накинет примерно 15% своих комиссионных.

Затем на закупочную цену накладываются транспортные расходы. Дальше — таможенные пошлины. На срезанные розы ставка таможенной пошлины составляет 5% от их таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг. Кроме того, предусмотрены таможенные сборы. Для срезанных цветов это 20 евро за партию. Также при ввозе цветов уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 20%. Фитокарантинный досмотр на границе тоже платный.

В результате закупочная стоимость увеличивается в два раза. Например, взяли каллу за 74 евроцента, а здесь она будет больше 20 тысяч белорусских рублей. Ну а дальше — наценки розничной сети.

Сжечь всю партию!

Голландцы к 8 Марта подняли цены примерно в полтора раза. У них вообще все праздники каждой страны помечены в календаре. В мае, например, в Европе отмечают День матери. И в это время цены на аукционе вдвое выше. Белорусские оптовики вынуждены брать. А потом наш покупатель думает: «Надо же, еще до школьного последнего звонка пару недель, а цены уже взвинтили».

Кто на этом рынке контролирует ценообразование? Никто. Хоть за миллион розу продавай. Но цветы плохо продаются, даже если их стоимость незначительно превышает устоявшиеся расценки. А это скоропортящийся товар.

Фитосанитарный надзор — единственная контролирующая инстанция. Оптовики говорят, наша служба куда жестче, чем голландская. Малейшее заражение одного цветка — и сжигается вся партия.

Пять ящиков «катрин денев»

Следующий лот — роза «ред наоми». Названа в честь Наоми Кэмпбелл. Садовники часто дают цветам имена известных красавиц. Розы «катрин денев», «клаудиа кардинале»…

— Пожалуй, не возьмем «наоми» сегодня, — говорит Виктория. — Стартовая стоимость — полтора евро за цветок. Конкуренты активно берут за 80 центов, вряд ли цена будет ниже. А для нас это дорого. Значит, в Минске придется минимум за 25 тысяч рублей отдавать.

Самые дорогие цветы из заказанных нами в тот день — кустовая роза, протея, гортензия. Закупочная цена последней — 2,5 евро: к розничным фирмам она уйдет где-то за 75 тысяч рублей.

Тем временем в белорусских теплицах

В королевстве роз сейчас очень тепло: до + 25. После срезки цветы попадают в холодильную камеру, в ведрах — особый раствор, питающий стебли водой. Затем «отдых», сортировка и на склад.

— Вазостойкость наших роз зимой хуже голландских, где-то полторы недели. У импортных она в полтора раза больше, — рассказывает Павел Зенкевич, и. о. главного агронома КУП «Цветы столицы». — Технология та же: малообъемное выращивание, при котором кусты роз находятся в кокосовом субстрате. Но сказываются недостаток солнечного света и невысокие температуры… Приходится использовать энергосберегающие экраны, систему досвечивания. При этом возможности и уровень освещенности белорусских тепличных комплексов ниже, чем у законодателей цветочной моды. Если в наших теплицах предел освещенности — 8000 люксов, то в Нидерландах с 12 000 люксов все только начинается. Поэтому листья у наших роз больше, а бутоны меньше.

Ценник на колючее великолепие варьируется в зависимости от высоты стебля. Отпускная цена для ИП, юрлиц и розничная цена отличаются: на розы до 40 см — незначительно, все, что выше 50 см, — на 7—12 тысяч за штуку. Сильных разбежек в ценовой политике ожидать не стоит. За хорошую розу в магазинах производителей можно отдать 30—35 тысяч. Тюльпаны стоят 10—20 тысяч, герберы — 8—10 тысяч.

На прилавке

В столичном цветочном магазине — величественные розы, шикарные орхидеи, аристократичные фрезии, изящные ирисы. К слову, красота здесь вся иностранная. Из наших цветов бывают только розы, и то лишь летом.

— Пока посетителей немного [разговор проходил 3 марта. — авт.]. Горячие деньки начинаются с 5-го числа, — улыбается хозяйка магазина. — В прошлом году 6-го и 7-го числа продавали по 300 цветов в день.

Прицениваюсь и я. 40 тысяч рублей за 80-сантиметровую розу, 35 — за 60-сантиметровую, 30 — за герберу, 20 тысяч — за тюльпан, 15 — за ирис. Непривычная, но очень красивая альстромерия обойдется в 25 тысяч рублей.

— К 8 Марта цены повышаться уже не будут, — заверяет Светлана. — Они в канун праздника и так подросли: сначала на родине цветов, затем — у оптовиков. Наша наценка не превышает 20—30%.

Следующая остановка — цветочные боксы возле станции метро. Самая «длинноногая» — метровая — роза здесь стоит 60 тысяч, гвоздика — 10, тюльпан — 20. Будут ли накануне праздника повышаться цены, продавцы этого душистого великолепия не признаются. И для мужчин это молчание, увы, означает только одно…

— Цены у нас не заоблачные. Разве это дорого — 20—60 тысяч за цветок? — недоумевает продавец Елена. — За меньшие деньги нет смысла продавать. Самый бюджетный букет из трех тюльпанов обойдется в 60 тысяч. Ничего, не обеднеют.