Презентация на Onliner.by: фильм Ивана Маслюкова «Ваня и Тотошка»

 
17 755
10 февраля 2014 в 17:03
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев

Снимать широкоформатное кино самостоятельно у нас в стране мало кто рискует. И даже если и находятся такие смельчаки, то проводить презентацию фильма с размахом скорее исключение, чем правило. Мы уже писали, что создатель игры «Схватка» Иван Маслюков снял драму «Ваня и Тотошка» за $15 000. Так вот, в эти выходные Иван устроил скромный закрытый показ своего кино для съемочной группы, актеров, друзей и близких. Onliner.by тоже посмотрел фильм и узнал, что о нем думают первые зрители и знаменитый белорусский киносценарист, драматург, режиссер Андрей Курейчик.

Первым делом Ваня попросил прощения за то, что в фильме его очень много, объяснив это тем, что именно он очень хорошо подходил на эту роль. А также поблагодарил всех за помощь в съемках.

— Для меня было очень большим удивлением, что все, к кому я обращался, никто ни разу не отказал. В тот момент мне даже было не по себе и страшновато, ведь эти люди верили в меня. Мне очень страшно, так как я могу не оправдать доверия этих людей, — говорил Иван. — И еще я бы хотел сказать о капкане.

Три года назад я брал интервью у своего отца — писателя Валентина Маслюкова, и он сказал, на мой взгляд, гениальную фразу: «Творчество — это капкан. И для того, чтобы состояться творчески, нужно отдать этому всю жизнь. Пожертвовать выходными, отпусками, развлечениями, может даже и семьей — отдать все и при этом не получить гарантии на то, что что-то получится. А если ты не отдашь все — у тебя не получится 100%».

Так вот что хочу сказать, я с удовольствием оказываюсь в тисках этого капкана и отдам все, что у меня есть ради творчества при условии, что будут люди, которым это будет нужно хоть немножко. Которые посмотрят этот фильм и вынесут из него что-то для себя. Заработать на этом фильме невозможно, его никто не будет покупать, так как формат, в котором я снимаю, по большому счету никому не нужен. Мне говорят, что надо снимать то, что «пипл хавает», и вставить туда немного того, что мне хочется. Но я так не могу. Я уверен, что так не состоишься творчески. Я убежден, что нужно делать то, во что веришь, полностью и без компромиссов.

— Я считаю, что это очень хороший фильм об одиночестве, — говорит Евгения. — Думаю, многим будет сложно его понять, потому что это не стандарт. В фильме есть фраза «А насколько нормальные вы?». Мне кажется, это основная мысль, и этот вопрос нужно задать каждому из нас.

Павел, посмотрев фильм, сказал, что это полная «дурка»:

— Судя по контексту, им просто нечем заняться. Начинаются поиски приключений для себя самого и плюшевой игрушки. «Войну и мир» я прочитал легче, чем посмотрел это кино.

— Я знаю Ваню лично и понимаю, что он весь в этом фильме — его философия жизни, отношение к религии, дружбе и человеческим отношениям, — говорит режиссер Мария. — Ваня об этом беспокоится и поднимает эти темы. И говорит, что иногда проще построить отношения с игрушкой, чем с некоторыми людьми.

— Это кино о том, что в мире все абсолютно реально — и даже найти белочку из проезжающей мимо машины. Главное — в это очень сильно верить и не отчаиваться. И люди добрые всегда найдутся и помогут, — рассказывает Денис. — Я не знаю, о чем думал Ваня, когда снимал этот фильм, но мне кажется, у каждого найдется повод подумать о чем-то своем, и это главное. Когда режиссер доносит мысль прямо — это скучно, а когда заставляет задуматься — это круто. Спасибо ему за это.

— Я думаю, что это кино о нестандартных людях, которые остаются непонятыми в обществе или не хотят быть понятыми. А также о дружбе. По мнению автора, ее не существует, а есть просто разные степени общения с людьми, — рассуждает Любовь.

Елене показалось, что это кино о поиске себя и своего человека:

— При достаточно легкой игре фильм на самом деле глубокий. Хотя финал для меня был предсказуемым: поставлена такая жирная точка, а хотелось, чтобы зрители додумали сами.

— Мне кажется, этот фильм о внутреннем мире Вани. Так он хотел рассказать о себе, — говорит Маргарита. — И не все поймут этот фильм, потому как это новая стилистика.

— Это кино о доверии к людям, доброте и дружбе, — рассуждают Алиса и Вика. — Больше всего зацепило то, что он доверился парню, который отвез его на свалку и украл у него деньги. По сути, из-за него произошла трагедия. Концовка шокировала, однозначно.

— В белорусском кино открылось интересное направление: наивное кино. Примитивное и наивное искусство мы знаем по живописи, музыке, мультипликации. В кино это редкость. Можно вспомнить «Даун Хаус» или «Форреста Гампа». Так как отечественный кинематограф давно находится в поисках своего героя — в этом фильме мы видим еще одну такую попытку, — рассказал Onliner.by киносценарист и драматург Андрей Курейчик. — Герой Маслюкова — асоциальный, аполитичный, немного аутист, замкнутый в своем мире талантливый программист. Он не интересуется окружающей реальностью, у него нет особых целей, нет понимания, в какой стране он живет, нет никакого культурного контекста. Да, может быть, это и есть образ современного среднего молодого белоруса. Может быть...

Что касается самого фильма: это драма потерянного человека. Драма пустоты, в которой он живет, где единственное существо, которое он любит, — игрушка. А у игрушки — мечта найти другую игрушку. Снят он просто, но так и должно сниматься наивное кино. То, что Иван не актер, — усугубляет эффект определенного примитивизма эмоций, который тут, наверное, является художественным приемом. Я за независимый белорусский кинематограф, и любой опыт в этом направлении, конечно, достоин внимания и обсуждения...

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by