Специалисты призывают родителей отдавать детей в кружки и секции — для закалки характера, тренировки выносливости. Но все ли школьники, особенно те, кто занимается силовыми единоборствами, применяют полученные навыки по делу? В редакцию «СБ» обратилась минская пенсионерка Ирина Андреевна. Ее внуку Леше сильно досталось от одногодки-каратиста Вани в середине декабря. Характерно, что героям конфликтной истории всего по 10 лет.
Бабушка рассказывает:
— Решила в тот день сама забрать внука из школы. Прихожу и вижу, что Алеша сам не свой — весь осунулся, лицо побелело, руки поднять, чтобы куртку надеть, не может. Начала расспрашивать — поначалу отнекивался, но все-таки признался, что одноклассник показал на нем какой-то прием каратэ, после которого сдавило грудь.
Обидчика нашли быстро. Ваня оказался обладателем фиолетового пояса по каратэ, что для его возраста считается весомым достижением. В секцию каратэ, как выяснилось, он ходит с четырех лет. Видимо, это отчасти внушило ему чувство превосходства. Кое-как вырисовалась общая картина. Мальчишки о чем-то поспорили, кто-то кого-то толкнул, и дело дошло до боевого приема: Ваня повалил Алешу на пол, взгромоздился на него, надавил на спину, а после резко потянул за ногу — раздался хруст. Так, по крайней мере, звучит история в пересказе Ирины Андреевны.
После была поездка в больницу, рентген, мучительное ожидание у кабинета хирурга и, наконец, диагноз — закрытый перелом грудины. В таком возрасте она еще не до конца сформирована и представляет собой скорее хрящ, так что травма может аукнуться в будущем. Вечером Лешу отправили домой, прописав постельный режим, запретив физические нагрузки и наказав появляться у врача. В школу мальчик вернулся лишь через месяц. Вынужденные «каникулы» были не в радость — место ушиба порой сильно болело, даже одеваться первое время он самостоятельно не мог.
Не указывать номер школы бабушка попросила лишь по одной причине: директор, завуч и классный руководитель однозначно встали на сторону Алеши, пообещали разобраться в случившемся и наказать задиру. На педагогическом совете с участием комиссии по делам несовершеннолетних должны рассмотреть выходку Вани — возможно, десятилетнего драчуна даже поставят на учет. Тот за свой поступок даже не извинился.
Хуже того, вспоминает Ирина Андреевна, когда в тот злополучный день она попросила юного каратиста объяснить, что же он сделал, мальчишка, помявшись, ответил, что... не сможет показать на бабушке этот прием — мол, сил маловато.
Сегодня бабушка недоумевает: зачем детям демонстрировали такие опасные приемы и тем более учили им, почему не втолковали, что за дверями зала использовать их нельзя? На все вопросы Александр, тренер секции каратэ, куда записан Ваня, отвечает односложно: мол, осваивают технику дети в соответствии с разработанной учебной программой, и им, конечно, объясняют, что драться вне занятий нельзя. И вообще, дескать, за виновником происшествия раньше особой агрессивности не замечалось.
Конечно, в случившемся виноват задира, а не сами по себе занятия каратэ. Да и поди разберись, какой это был прием. Вот и председатель Белорусской федерации шотокан каратэ-до Андрей Вилькин говорит, что если судить по описанию, то он скорее относится к технике боевого самбо, джиу-джитсу или вообще является смешением стилей. Впрочем, вопроса, зачем десятилетнего ребенка научили делать подсечки и проводить болевые приемы, это не снимает.
Андрей Яковлевич озвучивает проблему:
— Действительно, стоит серьезный вопрос, как и чему учат многие тренеры детей в многочисленных кружках по всевозможным единоборствам. Сегодня стать таким тренером может едва ли не человек с улицы, не имея никакого спортивного образования. И для большего успеха у ребят он, естественно, демонстрирует опасные приемы и техники. В клубах каратэ, работающих в составе нашей федерации, учебная программа строго рассчитана исходя из возраста. Изучать базовые приемы дети начинают лишь с 8 лет, а потенциально травмоопасные техники самообороны — вообще с 13.
Возрастная иерархия строго соблюдается и дальше: побороться за право обладания черным поясом можно лишь с 16 лет, даже если физические качества и способности позволяют сделать это и раньше. Дело ведь не только в силе, ловкости и выносливости, черный пояс — это еще и определенная философия, до него попросту нужно дорасти. Потому, уточняет Андрей Яковлевич, ребята не только тренируются, но и развивают свой духовный мир.
Первый чемпион СССР по каратэ один из основателей белорусской школы по этому единоборству Олег Кириенко также подчеркивает важность воспитательного момента на тренировках:
— Каратэ — это не только физическое развитие или изучение приемов, но и воспитание ответственности, уважительного отношения к старшим и своим сверстникам. Ребят учат защищать слабых и, конечно, объясняют, что драки недопустимы. Последнее слово, впрочем, остается за родителями. Благие намерения приобщить свое чадо к спорту сильных телом и духом не лишним будет подкрепить подробной информацией о будущей секции — ее оснащении, квалификации и уровне тренера. Иначе через пару лет получите обыкновенного хулигана-задиру, по любому поводу пускающего в ход кулаки.