Создатель игры «Схватка» Иван Маслюков снял драму «Ваня и Тотошка» за $15 000

 
20 432
31 января 2014 в 12:44
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев

Иван Маслюков — персона в белорусской тусовке достаточно знаменитая. Он и создатель международной сети городских игр Encounter, и владелец «Кинокомнаты», и один из создателей «Кальянной №1». Свой первый фильм Иван снял в 2009 году. Это было документальное кино — «Encounter. Желание жить». Сегодня же он презентует свой новый фильм, на этот раз художественный. «Ваня и Тотошка» — роуд-муви по Беларуси. Длится картина, кстати, как обычный полнометражный фильм — 1 час 40 минут. Иван рассказал Onliner.by, как этот фильм стал его жизнью, а также о сюжете, съемках и бюджете кино.

На съемки фильма и его монтаж ушел год. Снимали только в Беларуси — на вокзалах и дорогах, в деревнях и на свалке, в кабинете стоматолога и возле ночного клуба… Главную роль в кино играет сам Иван.

— Я был самым доступным для себя актером, которому мог сказать «Иди, работай!». Тем более актерам нужно деньги платить, а мне — нет, — улыбается Иван. — Сюжет фильма следующий: у Вани есть друг — плюшевый медведь Тотошка. Он один его слышит и разговаривает с ним. Однажды в окне они замечают плюшевую белочку, которую они тоже слышат, но она уезжает в неизвестном направлении, поэтому они начинают ее искать. Весь фильм — поиски Белочки «ножки-крошки».

Нестандартный сюжет. Вы что-то употребляли, когда писали его?

— Я пью крайне редко, курю кальян иногда, но и только. У меня и так дури своей в голове хватает. А история состоялась сама по себе, мне нужно было только ее рассказать. Была девушка, мы любили друг друга. Но и вместе быть было невозможно. Она ушла, чувства остались, их нужно было куда-то девать, им нужен был выход. Вот Тотошке и досталось. Я верю, что любовь порождает жизнь, поэтому Тотошка и ожил. Кстати, Тотошку я покупал специально для нее, а она не захотела его забирать, когда уходила. Я не пытался снимать фильм, который будет никому не понятен. Возможно, это арт-хаус. По жанру могу сказать, что это драма с комедийными моментами.

— Парень, у которого есть друг медведь, и он с ним разговаривает — уж больно напоминает фильм «Третий лишний»…

— Мой фильм совершенно другой и о другом, и в нем медведь не разговаривает. У меня уже был готов сценарий, когда я увидел релиз этого фильма. А когда там показали медведя, то был очень расстроен. Так бывает — когда ты что-то придумываешь, а потом оказывается, что уже где-то что-то похожее есть.

— Чем запомнились съемки?

— Самый забавный случай, когда снимали сцену в деревне с дедом. Он отыграл и сымпровизировал великолепно. Дед старый был, лет 90, и он испанец, звали его Терра. Через два месяца я ему звоню, чтобы голос записать, так как мы полностью переозвучивали фильм. И в ответ услышал: «Я умираю. Не мешай мне». И я не поехал. Его потом отлично озвучил актер Национального академического драматического театра им. М. Горького Александр Ткаченок. А вообще курьезов было много. В фильме есть сцена, где меня бьют бутылкой по голове. Специально для кино делают бутылки из сахарного стекла, они не тяжелые, легко бьются и не острые. Нам обещали достать такую бутылку в Минске, но вечером перед съемочным днем выяснилось, что ее не будет. А съемки перенести нельзя. Что делать? Мой помощник по организации съемок, Леша Коноплицкий, в 6 утра садится на самолет, летит в Москву, покупает там бутылку, возвращается в Минск и к 12 утра уже привозит ее на съемочную площадку. А актер Артем Рыбакин, не зная, что это «сахарная бутылка», берет и легким движением руки отламывает ей горлышко. В итоге бутылка, которая стоит $70, обошлась мне в $500.

— Сколько всего потратили на съемки фильма?

— Я не считал деньги. Но думаю, что около 15—20 тысяч долларов. Какие-то деньги тратились на оплату актерам. Хотя из 53 актеров, снявшихся в фильме, 50 снимались за еду. На что еще? Ну та самая еда для актеров, переезды, аренда того-сего, покупка оборудования, которого у меня не было. Огромную часть бюджета съел звук. С операторами расплачивался тоже едой, иногда хорошей, а иногда «колбасой», — шутит Иван. — Кино теперь максимально доступное, с точки зрения производства. К примеру, кинокамера Blackmagic стоит всего $2500. Оборудование стало легким, мобильным. Монтировать можно буквально дома. Технический вопрос в кино уже решен, возникает другая проблема — хорошие истории. Каждый может купить технику, но придумать хорошую историю — нет. Фактически над фильмом работало два-три человека. Но это ни о чем не говорит: если фильм хороший, то не важно, сколько человек его создали и за какие деньги.

— Зачем вы сняли этот фильм?

— Наверное, имеет место совокупность причин... Хочется быть полезным, приносить радость людям. Я рассказываю свою историю — если кому-то это интересно, это здорово! Я верю, что каждый сможет что-то найти для себя в этом фильме. С одной стороны, это безумно интересно — снимать фильмы, а с другой стороны, я уже сам заложник своих фильмов — знаю точно, что не смогу не снимать.

— А планируете заработать на нем?

— Чувствую, что не получится. Хотя это было бы здорово, я хотел бы платить актерам, хотел бы иметь больше помощников — все-таки снимать «полный метр» силами двух-трех человек очень тяжело.

Узнать, нашли ли Ваня и Тотошка подружку Белочку «ножки-крошки», можно в воскресенье 9 февраля в 15:30 в кинотеатре «Мир». Правда, вход будет только по пригласительным билетам. 10 февраля фильм будет доступен для скачивания и просмотра в интернете.