Правовая комедия. Репортаж с суда над фотографом, которого обвиняют в порче белорусских купюр

 
27 января 2014 в 16:30
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Эта история закрутилась в августе 2013 года, продолжается до сих пор и порядком всем надоела. Некий фотограф и оператор по фамилии Акимов (с именем пока торопиться не будем) проштамповал рекламу своих услуг на белорусских купюрах. Делать этого по закону нельзя, за свой креатив парень поплатился штрафом. Но с решением суда не согласился, считает, что его приняли «не за того» и вообще обидели зря. Сегодня состоялось очередное заседание суда, на которое пригласили и корреспондентов Onliner.by.

* * *

В небольшом зале заседаний на первой скамье сидит молодой человек в сером свитере, из-под которого торчит оранжевая рубашка. Волосы завязаны в хвост, рядом рюкзак. Гражданина зовут Альберт Акимов, он абсолютно не нервничает, как будто судить сейчас будут кого-то другого. На этом и построена линия защиты: испортил белорусские деньги, дескать, не Альберт, а некий самозванец — Алексей Акимов.

Спросите: что за чушь? Напомним вкратце перипетии сюжета, без которых суть нынешних событий уловить сложно.

* * *

Итак, август прошлого года. Кто-то из читателей Onliner.by прислал в редакцию фотографию белорусской купюры с необычным штампом. На «тысячерублевке» было выбито следующее: «AirVideo Видео-, фотоуслуги оператор Алексей Акимов vk.com/operatortv». Рядом был указан номер телефона, по которому мы и позвонили.

Человек на том конце провода признал, что он Алексей Акимов, что AirVideo — его проект. Радостно сообщил:

— И сразу стало 15 тысяч друзей у меня в сети «ВКонтакте», видели? Вы напишите «Алексей Акимов» в «Яндексе», там будет написано много статей про меня.

Тогда мы поинтересовались у Акимова, сколько купюр он проштамповал.

— Это очень большой тираж, я сразу так не могу сказать. Немаленький, честно сказать. Там еще и на двухсотках есть, со всех городов пишут почти, я не ожидал, что так реклама разлетится. И на долларах тоже. Нормально берут, никто не жалуется.

Алексей рассказал, что общая сумма купюр, которые он пометил, составляет 50 млн. В Нацбанке, куда мы тоже позвонили, сообщили, что подобное использование денег можно назвать мини-вандализмом. Банкноты не могут быть средством рекламы, это явное нарушение, заверили нас.

Новость про «креативного фотографа» быстро разлетелась по интернету, интервью у «героя дня» взяло СТВ. В сети можно без проблем найти тот сюжет.

Акимов, которого вроде бы никто к откровениям не принуждает, открыто говорит на камеру:

— Идея родилась вместе с моим открытием ИП. Вот и после этого решили сделать такой-вот креативный подход… Если все-таки признают, что это факт вандализма, я готов эти деньги взять обратно и помыть или просто поменять на новые купюры.

Столь подробно цитируем эти высказывания не просто так. Реакция властей последовала быстро. Минторг провел проверку, рекламу на деньгах признали неэтичной. В отношении фотографа составили и направили в суд протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.15 КоАП. Акимова признали виновным. Ему назначили штраф в размере 20 базовых величин — 2 600 000 рублей. Казалось бы, история завершена. Но это решение суда Октябрьского района было обжаловано, дело отправили на новое рассмотрение. Внимательно следим за мотивировкой.

— Претензии предъявляют какому-то Алексею Акимову, а я по паспорту Альберт Акимов. Работаю оператором на телевидении и ничем другим не занимаюсь, — заявил журналистам тот, который «ни при чем».

* * *

И сегодня в суде Акимов все отрицал. С корреспондентами Onliner.by, по его словам, он никогда не общался.

— Что, и на видео опять не вы? — поинтересовался судья после демонстрации сюжета телевизионщиков. — Что, это интервью давало лицо, похожее на Альберта Акимова?

Тут Альберт был вынужден признать: в кадре действительно он. Но парень быстро нашел что ответить:

— У меня спрашивали про рубашку, вот я и сказал про «пиар-ход», а остальное так смонтировали. Я ничего не печатал, ни в чем не участвовал. Может быть, кто-то мне просто завидует.

Судье Сергею Германовичу все это, показалось нам, ужасно надоело. Сколько можно оспаривать очевидное?

— Почему именно вас все подставляют? — поинтересовался судья.

— Не знаю, — кротко ответил Акимов. — А можно задать вопрос вам?

— Вы что, издеваетесь? Вы что-то попутали, в суде вопросы судье не задают, — не выдержал Германович.

Переливать из пустого в порожнее можно было бы еще долго, но суд все-таки поставил точку. Альберта Акимова снова признали виновным — он будет обязан выплатить штраф в размере 2,6 млн рублей. Решение может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию в установленный законодательством срок.

— Будете обжаловать? — спросили мы у Альберта-Алексея после завершения заседания.

— Конечно, — ответил он.

* * *

Порой белорусская судебная система готова проявлять невиданный плюрализм, поэтому имя Акимова, не исключаем, снова может появиться в интернете и на страницах газет. Риторический вопрос: не того ли этот человек и добивается? Между тем к не самому громкому делу об испорченных купюрах уже привлекли немало специалистов. Задействованы и Минторг, и Нацбанк, и другие важные органы власти…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by