Монолог минского предпринимателя: о работе, налогах, наценках и других проблемах ИП

 
24 января 2014 в 18:06
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

В цикле «Работа» Onliner.by рассказывает о простых белорусах. Занимаясь повседневным трудом, зарабатывая на жизнь, они создают не только свою личную историю, но и общую историю страны. Одни из них плывут по течению, другие поймали удачу за хвост. Наша сегодняшняя героиня — предприниматель из минского торгового центра «Экспобел». О доходах, аренде, шопинге в Польше, наценках, налогах и других проблемах среднестатистического белорусского ИП — в этом материале.

Будний день, полупустая парковка возле гипермаркета BIGGZ. На втором этаже ТЦ торговые ряды. «Ипэшники» сидят на стульях, пьют кофе и ждут покупателей. А их нет. Предпринимательница Жанна Пилюга начинает свой рассказ.

* * *

— Заниматься предпринимательством я стала давно, в ранней молодости. Мне было 23 года. По образованию я модельер швейного производства. В начале 1990-х, когда разваливался Союз, устроиться по профессии было невозможно. Ни модельером, ни даже простой швеей. Разве только на 100 рублей. Познакомилась с будущим мужем, переехали в Минск. Стали торговать на Комаровке, как и многие тогда.

Начинали с кассет, аудио- и видео-. Продавали там, где сейчас овощи реализуют. Нас выгоняли, искали каких-то знакомых в исполкоме… Но работы было много. А на аренду с налогами уходило не больше $100.

В 1997 году с Комаровки перебрались в Ждановичи. Там еще было чистое поле. 10 палаток в нем, какие-то навесы. Работали в этих палатках в дождь, в мороз. Продавала уже товары легпрома. Было проще, чем сейчас. Покупатель нынче более требовательный. Сейчас ему надо, чтобы производитель был обязательно из Турции, а цена — как в Китае.

…Потом люди начали покупать роллеты. Работать на улице надоело, и в 2006 году из Ждановичей я ушла. Перебираться в «Мир моды» не стала, потому что думала, что люди в помещение ходить не будут. А получилось наоборот. Сейчас покупатель быстро пробежится по улице — и сразу под крышу. Времена изменились.

С 2007 года работаю на «Экспобеле». Здесь у меня точка, есть еще одна в городе. Состою в совете РООО «Перспектива». Потихоньку боремся за свои права.

* * *

— Здесь, на «Экспобеле», цифры по аренде у всех разные. На первых рядах «квадрат» стоит больше, на последних — меньше. Мое место — до €50 за метр. Вместе с коммуналкой получается $1000 в месяц. Вместе с налогами отдать государству нужно $1200.

Что самое ходовое из ассортимента? Раньше были востребованы мужское белье, майки. Вязаные перчатки, дубленки, «дутики» покупали. Сейчас практически не берут. Даже кожу уже не берут, как в прошлые годы. Популярны молодежные шапки — мужские, женские.

За товаром я езжу только в Москву. В Турцию никогда не летала, там мой ассортимент получается слишком дорогим. В Польше была один раз, оттуда везла только детские «дутики». Там тоже нет того, что мне нужно.

Предприниматели не могут возить одинаковые товары, в этом нет смысла. В Москве выбор широкий. Езжу раз в месяц, этого хватает. Чтобы привезти три маленьких баула, бегаю с 4 утра до 11 утра. Потом мы берем курс на Минск.

* * *

— Налоги, аренда, которую сейчас собственник может задирать сколь угодно высоко… Есть ли предел по расходам, когда работа станет невыгодной? Некоторые, наверное, потянут и 15 млн в месяц. Но вопрос в другом — в сопроводительных документах, с которыми мы воюем. С 1 июля на каждую единицу должна быть представлена накладная и сертификат. И вот в таком случае 90% предпринимателей работать не смогут. Это не преувеличение.

В Москве я нашла две фирмы, которые говорят: да, мы готовы давать сертификаты на шапки. Но автоматически поднимется цена. И таких фирм, которым выгодно все проводить официально, с чеком, мало. Ассортимент резко сузится. Работать будет крайне тяжело. Белье, допустим, я сейчас все распродаю и убираю. По белью проверок больше всего.

Насчет цен. Если сейчас мужские плавки для купания стоят у меня 250 тыс., то с сертификатом они будут стоить 400 тыс. То есть столько же, сколько у фирм в бутиках. Но у них все это висит, и никто это не берет.

Поэтому «предел» для белорусских предпринимателей не в аренде и не в налогах. Он в документах.

* * *

— В Минске есть торговые центры, которые работают нормально. Все хорошо на «Импульсе», там и косметика, и всякие молодежные вещи. Нормально на «Зеркале», в «Мире моды» в Ждановичах. А в «Силуэте», допустим, как и у нас, народу не много.

Иногда слышу, мол, предприниматели не нужны: все ездят в Белосток и Вильнюс за «богатым ассортиментом». Решила с дочкой побывать в Польше. Открыли визу, поехали. На фирмах тот же товар, что у нас, только дешевле. Трико, мастерки, майки — все то же самое. На рынке в Белостоке были. Там вообще нечего купить! Если я вам начну предлагать плавки, у вас глаза округлятся, а у них выбора нет.

Но дешевле. Потому что совсем другие условия по работе, по аренде. У нас за год аренда почти в два раза выросла — с 4 млн до 8 млн! Как тут можно сравнивать?

Там есть скидки, которых нет у нас? Скидки — это интересный вопрос. Посмотрите на перчатки из оленьей кожи. В Москве цена закупки — 350 тыс., я продаю их за 700 тыс. Могу поставить ценник в миллион, зачеркнуть 300 тыс., написать, что это «распродажа». Но делать этого не буду, это разводка.

Или вот шапка. В Москве стоит 53 тыс., у нас в начале сезона продаю по 200 тыс. Но могу продать и за 50 тыс., это тоже будет скидкой.

* * *

— На BIGGZ люди работают по десять лет. Есть и текучка, новые люди приходят. В Москве видела много белорусских парней и девчонок, которые только начинают, открывают ИП. Видимо, закончили колледж или институт, поняли, что на 2—3 млн не проживешь. Начали искать варианты.

Может ли предприниматель заработать в Минске $1000 в месяц? Наверное. Но в прошлом августе на одной своей точке я заработала ноль. Не было людей, все в отпусках. В декабре не было морозов — не было и покупателей. Ни 30 декабря, ни 31-го. Поэтому сложно говорить о каком-то устойчивом доходе. Есть месяцы, когда зарабатываешь больше, а есть — когда меньше.

Лично я чем-то другим заниматься смысла уже не вижу: зачем перемены перед пенсией? Просто отдыхать, ничего не делать неинтересно. Предприниматели по своей натуре привыкли все время быть в бою. И бороться за свои права.

За это нас некоторые не любят. Дескать, «предприниматели всегда недовольны». Но многие люди у нас просто не хотят выходить дальше своей кухни. У меня есть сосед, сын которого работает электриком и получает 3,5 млн. Соседа все устраивает, он доволен. А предприниматели — нет. В этом и есть отличие.

В ноябре у нас прошел масштабный форум, когда обсуждали сертификаты. Там некоторые люди стояли и плакали. Мамы плакали, что не смогут прокормить детей.

Если мы все уйдем, поверьте, лучше не станет. Цены сразу вырастут. Одеваться в Вильнюсе? Я уже говорила. Ездить туда ради свитера основная масса людей не будет, только если погулять. У покупателей сейчас нет такого, чтобы пришел и сразу купил. Они могут приходить несколько раз в течение недели, прицениваться. Даже если те же плавки ищут. Такие сейчас времена…

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by