Минчанин пожаловался в газету: «Хотел рассчитаться в магазине карточкой — потребовали паспорт. Разве это законно?»

 
9013
04 сентября 2013 в 10:05
Источник: «Народная газета»
Источник: «Народная газета»
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Минчанин Александр пожаловался в «Народную газету». По словам мужчины, он хотел сделать покупку в магазине, протянул карточку, а продавец потребовала паспорт и отказалась рассчитывать без документа. Специалисты говорят: такое поведение работника организации торговли вполне логично.

«Пользуюсь платежной карточкой уже несколько лет. Раньше при оплате покупок с ее помощью никогда не спрашивали документы. На выходных отправился в магазин — потребовали документ, удостоверяющий личность. С чем это связано и насколько это законно?», — написал Александр Агеев.

В этом случае кассир проявила бдительность, решив удостовериться в том, что карточка действительно принадлежит клиенту. Это вполне допустимо в ситуациях, когда, например, подпись покупателя на карт-чеке не совпадает с подписью на оборотной стороне карточки или возникли подозрения, что покупатель пришел с чужой карточкой и т. д.

Правда, как прокомментировали в Национальном банке, обязательное требование о предъявлении держателем карточки документа, удостоверяющего личность, при оплате товаров либо услуг в организации торговли либо сервиса не установлено ни нормативными правовыми актами Национального банка, ни правилами платежных систем. Однако стоит учесть, что есть и другие документы, регламентирующие обслуживание держателей банковских карточек, в том числе договор между банком и держателем карточки, где может быть прописан пункт о том, что в случае необходимости клиент при расчете карточкой обязан предъявить документ, удостоверяющий личность.

«С юридической точки зрения сложно определить, насколько требование кассиров о предъявлении документа, удостоверяющего личность, законно, — прокомментировал кандидат юридических и экономических наук Сергей Овсейко. — То, что данное правило не прописано в актах Нацбанка, вполне понятно, ведь он регулирует деятельность исключительно банков и не может регламентировать отношения клиента с магазином. Так что определяющими в таких ситуациях становятся пункты, прописанные в договоре между банком-эмитентом и держателем карточки. В то же время, если там нет сведений о необходимости предъявления документа, удостоверяющего личность, в организациях торговли, вы же не будете на кассе доказывать, что просьба кассира незаконна. В целом, на мой взгляд, в случаях, когда подпись на чеке не совпадает с подписью на оборотной стороне карточки, такое поведение работника организации торговли вполне логично».